Протокол заседания Межведомственной комиссии №4 (52) от 22 декабря 2017 года

ПРОТОКОЛ

заседания Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

 

от 22 декабря 2017 г. № 4 (52)

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ

директор росфинмониторинга

Ю.А. Чиханчин

 

Присутствовали:

заместители директора Росфинмониторинга

 

П.В. Ливадный, В.И. Глотов,

А.С. Клименченок

 

члены Межведомственной комиссии

 

 

М.Н. Артамошкин, А.А. Волков,

Д.В. Вольвач, А.А. Горелов,

О.В. Гуржиева, И.В. Дворянчиков,

Д.А. Зайцев, Д.В. Замышляев,

О.А. Иванов, П.В. Леонов,

Г.Ю. Негляд, В.В. Озябкин,

Д.А. Пальцин, А.Г. Петренко,

П.Н. Чернышев

 

 

представители министерств, ведомств и организаций

Российской Федерации

 

 

Е.П. Бобров, А.Э. Гасанов,

А.А. Горчаков, С.А. Захаров,

В.М. Карпенко, Е.В. Майоров,

И.А. Парфенов, Н.А. Печников,

С.В. Потишко, Д.А. Пчелкин,

А.А. Слободова, М.В. Чумичева,

Р.В. Шевель

 

представители

Генеральной прокуратуры

Российской Федерации

 

 

А.Е. Боголюбов, Е.А. Малык,

О.А. Рягузова, О.Н. Тисен

 

 

сотрудники Росфинмониторинга

 

В.В. Андреев, И.С. Баринов,

М.И. Валуева, А.Ю. Величко,

Ю.В. Денисова, Е.С. Гилета,

В.В. Жданович, М.В. Колинченко,

И.А. Корнев, И.Г. Косенок,

А.М. Курьянов, С.Б. Ляпина,

Е.В. Миронова, С.В. Решотка,

Е.С. Семенов

 

ответственный секретарь Межведомственной комиссии

 

Т.А. Бажан

 

І.

О ходе подготовки к национальной и секторальной оценке рисков легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.

(А.Н. Фролов)

 

           

1.1. Одобрить подход, используемый для проведения национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

1.2. Поручить Росфинмониторингу представить указанный  подход для рассмотрения на очередном заседании Межведомственной комиссии по подготовке Российской Федерации к четвертому раунду взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.

1.3. Росфинмониторингу направить членам Межведомственной комиссии, а также в Консультативный совет и Совет комплаенс вопросник по сбору информации об угрозах и уязвимостях в контексте легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма для использования при проведении национальной оценки рисков ОД/ФТ.

Срок – до 31 января 2018 года.

1.4. Членам Межведомственной комиссии организовать подготовку ответов на указанный вопросник и направить в Росфинмониторинг.

Срок – до 10 февраля 2018 года.

(Решение принято единогласно)

 

II.

Об основных проблемных вопросах подготовки Российской Федерации к Четвертому раунду взаимных оценок национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ и мерах по их решению.

(П.В. Ливадный)

 

2.1.

О проблемных вопросах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (Непосредственные результаты 6, 7, 8).

(Е.С. Гилета, А.В. Горелов)

 

2.2.

О проблемных вопросах противодействия финансированию терроризма (Непосредственные результаты 9, 10).

(А.Ю. Величко)

 

2.3.

О проблемных вопросах повышения эффективности системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма (Непосредственные результаты 3, 4).

(А.М. Курьянов, И.В. Дворянчиков)

2.1. Принять к сведению информацию о проблемных вопросах подготовки Российской Федерации к Четвертому раунду взаимных оценок национальных систем ПОД/ФТ/ФРОМУ.

2.2. В целях повышения результативности правоприменительной деятельности в сфере противодействия финансированию терроризма Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, ФСБ России, МВД России проработать вопрос о методическом закреплении на ведомственном уровне рекомендации об обязательном рассмотрении вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного ч.1 ст. 205.1 УК РФ (в части финансирования терроризма), в случае если возбуждено уголовное дело о преступлении террористического характера.

Срок исполнения – первое полугодие 2018 года.

2.3. В целях совершенствования института конфискации имущества по уголовным делам о преступлениях террористического характера, в том числе, финансирования терроризма, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации, ФСБ России, МВД России при участии Верховного суда Российской Федерации выработать и согласовать предложения по повышению эффективности практики применения института конфискации имущества, предусмотренного ст. 104.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в отношении преступлений террористического характера, в том числе финансирования терроризма.

Срок исполнения – первый квартал 2018 года.

2.4. Росфинмониторингу, ФСБ России совместно с МВД России проанализировать практику реализации ст. 15.27.1 КоАП РФ. По результатам анализа выработать и согласовать, в том числе по срокам, дальнейшие мероприятия по повышению эффективности привлечения к административной ответственности юридических лиц за причастность к финансированию терроризма.

Срок исполнения – первый квартал 2018 года.

2.5. Минюсту России представить предложения по организации контроля за соблюдением законодательства о ПОД/ФТ лицами, профессионально оказывающими юридические услуги.

Срок исполнения - до 31января 2018 года.

2.6. Минфину России представить предложения по организации контроля за соблюдением законодательства о ПОД/ФТ лицами, профессионально оказывающими бухгалтерские услуги.

Срок исполнения - до 31января 2018 года.

2.7. Предложить Минюсту России совместно с Росфинмониторингом, ФНП России и ФПА России, а также объединениями профессиональных юристов проанализировать деятельность нотариусов, адвокатов и профессиональных юристов на предмет наличия рисков ОД/ФТ, масштабов их проявления, представить соответствующие результаты с предложением мер (регуляторных, надзорного реагирования и др.) по снижению рисков.

Срок исполнения - до 1 марта 2018 года.

2.8. Предложить Минфину России совместно с Росфинмониторингом, а также объединениями профессиональных бухгалтеров проанализировать деятельность профессиональных бухгалтеров на предмет наличия рисков ОД/ФТ, масштабов их проявления, представить соответствующие результаты с предложением мер (регуляторных, надзорного реагирования и др.) по снижению рисков.

Срок исполнения - до 1 марта 2018 года.

2.9. Предложить Роскомнадзору совместно с Росфинмониторингом проанализировать деятельность организаций федеральной почтовой связи, операторов связи, имеющих право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторов связи, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных на предмет наличия рисков ОД/ФТ, масштабов их проявления, представить соответствующие результаты с предложением мер (регуляторных, надзорного реагирования и др.) по снижению рисков.

Срок исполнения - до 1 марта 2018 года.

2.10. Предложить ФНС России совместно с Росфинмониторингом проанализировать деятельность организаций, содержащих тотализаторы, и букмекерских контор, а также организующих и проводящих лотереи, тотализаторов (взаимное пари) и иных основанных на риске игры, в том числе в электронной форме на предмет наличия рисков ОД/ФТ, масштабов их проявления, представить соответствующие результаты с предложением мер (регуляторных, надзорного реагирования и др.) по снижению рисков.

Срок исполнения - до 1 марта 2018 года.

2.11. ФНС России направить в Росфинмониторинг и Генеральную прокуратуру Российской Федерации актуализированный перечень лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, в разрезе субъектов Российской Федерации, в которых они зарегистрированы в качестве юридических лиц (индивидуальных предпринимателей).

Срок исполнения - до 31 января 2018 года.

2.12. В рамках формирования статистических показателей для оценки эффективности системы ПОД/ФТ Банку России направить в Росфинмониторинг согласованный проект Регламента взаимодействия при обмене информацией в электронном виде, определяющий порядок такого обмена и описывающий структуру, и требования к форматам передачи данных.

Срок исполнения – до 31 января 2018 года.

2.13. Предложить Минфину России обеспечить раскрытие юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями при постановке на специальный учет информации о бенефициарных владельцах, а также о наличии у них неснятой (непогашенной) судимости по преступлениям в сфере экономической деятельности или преступлениям против государственной власти.

При необходимости внести соответствующие изменения в формы документов, необходимых для специального учета юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденные приказом Минфина России от 01.02.2016 № 5н.

Срок исполнения - до 31 марта 2018 года.

2.14. Предложить ФКУ «Пробирная палата России» направить в адрес организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями и не использующих Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Срок исполнения - до 31 января 2018 года.

(Решение принято единогласно)

ІІІ.

Об оценке уровня эффективности национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, и ее соответствия одиннадцати Непосредственным результатам Методологии оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ.

(Г.Ю. Негляд)

3.1. Одобрить работу, проводимую ведомствами, по повышению уровня эффективности системы ПОД/ФТ Российской Федерации по Непосредственным результатам в соответствии с Методологией проведения оценки технического соответствия Рекомендациям ФАТФ и эффективности системы ПОД/ФТ.

3.2. Признать прогресс в работе, направленной на повышение уровня эффективности, и на основании предварительной экспертной оценки в целях реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение национальной безопасности» считать промежуточный рейтинг эффективности по Непосредственным результатам 3, 6, 9 достигнутым на уровне «значительный».

3.3. Отметить, что итоговые рейтинги будут определены по результатам рассмотрения отчета о взаимной оценке системы ПОД/ФТ Российской Федерации на Пленуме ФАТФ в 2019 г.

(Решение принято единогласно)

 

ІV.

 

Подведение итогов работы Межведомственной комиссии за 2017 год.

(П.В. Ливадный)

4.1. Принять к сведению информацию статс-секретаря – заместителя директора Росфинмониторинга П.В. Ливадного о работе Межведомственной комиссии в 2017 году.

4.2. Признать деятельность Межведомственной комиссии в 2017 году удовлетворительной.

4.3. Ведомствам, входящим в состав Межведомственной комиссии, направить в Росфинмониторинг предложения в План работы Межведомственной комиссии на 2018 год.

Срок исполнения – до 25 января 2018 года.

(Решение принято единогласно)

V.

Разное.

5.1. ФТС России совместно с Росфинмониторингом и при участии МУМЦФМ организовать дополнительное мероприятие с представителями таможенных органов для выработки согласованных подходов по устранению существующих недостатков национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ, обратив внимание на вопросы:

- реализации положений Рекомендации ФАТФ № 32 («Курьеры наличных»);

- устранения недостатков, выявленных в ходе самооценки ПОД/ФТ;

- исполнения положений Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

Срок исполнения – в течение 2018 года.

5.2. Рабочей группе по правовым вопросам Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Негляд Г.Ю.) организовать проведение оценки рисков, связанных с изменениями «антиотмывочного законодательства», предусмотренными проектами федеральных законов:

- № 270797-7 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона                «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в целях обеспечение единства правового регулирования деятельности страховщиков по всем видам обязательного социального страхования);

- № 148795-7 «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона                «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в части включения страховых организаций в перечень организаций, которые вправе использовать институт упрощенной идентификации);

- № 807163-6 «О внесении изменений в статью 20 Федерального закона           «О лотереях» и статью 8 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части изменения подходов к осуществлению идентификации при проведении азартных игр).

(Решение принято единогласно)

 

Председатель

Межведомственной комиссии

по противодействию легализации

(отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, финансированию

терроризма и финансированию

распространения оружия

массового уничтожения,

директор Росфинмониторинга                                                           Ю.А. Чиханчин

 

 

Ответственный секретарь

Межведомственной комиссии                                                            Т.А. Бажан