Информация по административной практике за 2018 год

Дата публикации: 25.02.2019

Административная практика

 

В 2018 году специалистами МРУ Росфинмониторинга по ДФО по вопросу проверки исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» поднадзорными субъектами проведена 31 проверка, из них 26 камеральных проверок и 5 выездных.

По результатам проверок по ст.15.27 КоАП РФ в 2018 году возбуждено 49 дел об административных правонарушениях, из них 18 в отношении должностных лиц, 31 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.  

         По результатам рассмотрения составленных специалистами протоколов об административных правонарушениях в 2018 году вынесено 48 постановлений о назначении административного наказания, из них в отношении должностных лиц 17 постановлений и 31 - в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Анализ материалов административных дел за 12 месяцев 2018 года показал, что состав наиболее серьезных нарушений обязательных требований, допущенных поднадзорными субъектами, в сравнении с 2017 годом, существенно не изменился и к ним относятся:

- неисполнение требований по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев;

 - нарушение порядка и сроков представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю;

- осуществление деятельности в отсутствии Правил внутреннего контроля (далее – ПВК) или на основе ПВК, не актуализированных в соответствии с требованиями действующего законодательства;

- несвоевременное направление информации о результатах проверки своих клиентов в Росфинмониторинг, предусмотренной пп. 7 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг);

- отсутствие специального должностного лица, ответственного                              за реализацию ПВК (далее – СДЛ), в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, или отсутствие СДЛ, соответствующего квалификационным требованиям;

- нарушения в части подготовки и обучения кадров;

- нарушение порядка выявления операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренных в правилах внутреннего контроля, и последующего представления в уполномоченный орган сведений об операциях, установленных п. 3 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

В связи  с внедрением системы электронных сервисов для поднадзорных субъектов они стали одним из основных механизмов коммуникаций и адресного взаимодействия. В целях профилактики нарушений с подконтрольными субъектами используется Личный кабинет – информационный ресурс, который размещен на сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет». Субъектам предоставлена возможность устранить замечания в онлайн режиме.

Наибольшее количество проверенных организаций, индивидуальных предпринимателей добровольно устраняли выявленные нарушения обязательных требований в ходе проверок или в короткое время после их окончания. Этому способствовало проводимая непосредственно в ходе проверок разъяснительная работа.

Вместе с тем, по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях при выявлении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выносятся представления.

В 2018 году в связи с непринятием мер по устранению административного правонарушения и непредставлением информации МРУ Росфинмониторинга по ДФО составлен 1 протокол по ст.19.6 КоАП РФ.

 Общая сумма штрафа по вынесенным постановлениям о назначении административного наказания составила 510 тыс. руб.

Всего поступило в федеральный бюджет 539,6 тыс. рублей.  

Основная масса административных штрафов была оплачена в добровольном порядке в установленные законом сроки. В связи с неуплатой в добровольном порядке штрафов по ч.1 ст.20.25 составлено 2 протокола об административном правонарушении, которые переданы для рассмотрения в суд.

В течение 2018 года отсутствовали проверки, результаты которых признаны недействительными, а также проверки, проведенные с нарушениями требований нормативных правовых актов о порядке их проведения.

  

Судебная практика

 

В отчетном периоде в судебные органы было обжаловано 3 постановления о назначении административного наказания, вынесенных Межрегиональным управлением, из низ 1 в отношении должностного лица, 1 в отношении юридического лица и 1 в отношении индивидуального предпринимателя.

По 2 постановлениям Арбитражный суд Сахалинской области и   Южно-Сахалинский городской суд приняли решение о замене административного наказания в виде штрафа на предупреждение.

В отношении индивидуального предпринимателя Арбитражным судом Приморского края постановление о назначении административного наказания оставлено в силе.

Наиболее часто встречающиеся вопросы от субъектов Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

  1. Какие обязанности возложены на лиц, оказывающих юридические услуги в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания юридических услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее - лица, оказывающие юридические услуги) обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ.

В соответствии с требованиями статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ лица, оказывающие юридические услуги, обязаны:

1. Разработать правила внутреннего контроля. При разработке правил внутреннего контроля рекомендуется руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.

Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля для лиц, оказывающих юридические услуги, установлены  Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Специальные должностные лица проходят обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом  Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 № 203.

Кроме того, в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти.

3. Идентифицировать клиента (клиент - лицо, находящееся на обслуживании), установив следующие сведения:

- в отношении физических лиц - фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

- в отношении юридических лиц - наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано;

- в отношении иностранной структуры без образования юридического лица - наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности, а в отношении трастов и иных иностранных структур без образования юридического лица с аналогичной структурой или функцией также состав имущества, находящегося в управлении (собственности), фамилию, имя, отчество (при наличии) (наименование) и адрес места жительства (места нахождения) учредителей и доверительного собственника (управляющего).

4. В соответствии с правилами внутреннего контроля документально фиксировать информацию, полученную в результате их реализации, и сохранять ее конфиденциальный характер.

Основаниями документального фиксирования информации являются:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При наличии у лиц, оказывающих юридические услуги, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее - подозрительные операции), они обязаны уведомить об этом Федеральную службу по финансовому мониторингу не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем выявления соответствующей операции (сделки).

 Порядок предоставления лицами, оказывающими юридические услуги, в Росфинмониторинг информации о подозрительных операциях установлен Постановлением Правительства РФ от 16.02.2005 № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг» и приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 №110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Лица, оказывающие юридические услуги, предоставляют в Росфинмониторинг информацию о подозрительных операциях в виде формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС).

Подготовка ФЭС осуществляется с помощью интерактивных форм, размещенных в Личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - Личный кабинет) по адресу: www.fedsfm.ru.

 ФЭС подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае невозможности представления ФЭС в Росфинмониторинг через Личный кабинет, до устранения причин, препятствующих представлению, ФЭС формируются с помощью Личного кабинета и представляется в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении с соблюдением мер, исключающих бесконтрольный доступ к документам во время доставки: сопроводительное письмо и машинный носитель помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения целостности упаковки.

 5. Хранить документы и сведения, полученные при исполнении Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ, в срок не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

6. Лица, оказывающие юридические услуги, в целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях необходимо подключиться к Личному кабинету.

В соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности  к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня  до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей» доступ лиц, оказывающих юридические услуги, к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, осуществляется только через Личные кабинеты.