В связи с участившимися случаями обращений, касающихся отказов кредитных организаций от заключения договоров банковского счета исполнителям, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу, сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон № 275-ФЗ) уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета.

Согласно статье 3 Федерального закона № 275-ФЗ отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

Так, в соответствии с пунктом 12 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, банки не вправе открывать этой организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, за исключением специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов референдума.

Также, согласно пункту 21 статьи 155 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», при наличии решения о приостановлении операций по счетам (счету) плательщика таможенных пошлин, налогов (организаций или индивидуальных предпринимателей) в банке банк не вправе открывать этому плательщику новые счета.

Пункты 5 и 5.2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) также содержат ряд запретов на открытие банковского счета, а также право отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом, иностранной структурой без образования юридического лица в соответствии с правилами внутреннего контроля кредитной организации в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Вместе с тем, при определении степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма для реализации полномочий, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, уполномоченным банкам следует принимать во внимание установленные Федеральным законом № 275-ФЗ ограничения по использованию отдельного счета – перечень разрешенных операций, перечень запрещенных операций, требования к порядку приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств, механизм приостановления операций – как факторы, минимизирующие степень (уровень) такого риска.

Таким образом, кредитной организации для принятия мотивированного решения об отказе исполнителю по государственному оборонному заказу в заключении договора банковского счета рекомендуется, руководствуясь нормами Федерального закона № 115-ФЗ, всесторонне изучить финансовые операции клиента и информацию о клиенте, возможные риски совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

С Федеральной антимонопольной службой (Артемьев И.Ю.), Министерством обороны Российской Федерации (Шевцова Т.В.), Федеральной налоговой службой (Аркелов С.А.), Генеральной прокуратурой Российской Федерации (Паламарчук А.В.) согласовано.