Публичное заявление ФАТФ от 18 октября 2019 г.

Дата публикации: 13.11.2019

Париж, 18 октября 2019 года. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) является глобальной международной организацией, разрабатывающей стандарты в области противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В задачи ФАТФ входит защита международной финансовой системы от рисков отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ), а также обеспечение более полного соответствия национальных режимов формируемым требованиям. В этих целях Группа на постоянной основе проводит работу по актуализации перечня юрисдикций с сохраняющимися стратегическими недостатками в национальных системах, а также работает с ними для устранения угроз международной финансовой системе.

Юрисдикция, в отношении которой ФАТФ обращается к государствам-членам и юрисдикциям, не входящим в Глобальную Сеть ФАТФ, с призывом применить контрмеры в целях защиты международной финансовой системы от сохраняющихся существенных рисков отмывания денег и финансирования терроризма (ОД/ФТ).

Корейская Народно-Демократическая Республика
ФАТФ по-прежнему обеспокоена сохраняющимися в национальном режиме КНДР недостатками в области ПОД/ФТ. Данные «пробелы» представляют угрозу целостности международной финансовой системы. Группа призывает КНДР безотлагательно и в должной мере устранить выявленные недостатки. Одновременно с этим озабоченность вызывают риски распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) и его финансирования, исходящие от противоправной деятельности КНДР. 
Выражая приверженность своему более раннему заявления от 25 февраля 2011 г., ФАТФ призывает юрисдикциям обращать особое внимание финансовых институтов на деловые отношения и транзакции с КНДР. В частности, с северокорейскими компаниями и финансовыми институтами, а также лицами, действующими в их интересах. 
Кроме того, Группа обращается к своим членам с призывом и настоятельной рекомендацией всем юрисдикциям принимать эффективные контрмеры и целевые финансовые санкции в рамках соответствующих Резолюций Совета Безопасности ООН для защиты финансового сектора от исходящих от КНДР рисков отмывания денег, а также финансирования терроризма и ОМУ (ОД/ФТ/ФРОМУ). Юрисдикциям следует принять необходимые меры для закрытия существующих филиалов, дочерних предприятий и представительств банков КНДР на своих территориях. В соответствии с требованиями Резолюций СБ ООН, прервать корреспондентские отношения с банками КНДР.

Юрисдикция, в отношении которой ФАТФ обращается к государствам-членам и юрисдикциям, не входящим в Глобальную Сеть ФАТФ, с призывом  в соответствии с Рекомендацией 19: 1) усилить надзорные проверки в отношении филиалов и дочерних предприятий финансовых учреждений, расположенных на территории ИРИ; 2) внедрить более жесткий механизм тематического или систематического информирования о соответствующих финансовых операциях; и 3) установить требования по осуществлению финансовыми группами более жесткого внешнего аудита в отношении  своих филиалов и дочерних предприятий, расположенных в Иране.

Иран

В июне 2016 г. ФАТФ приветствовала проявленную на высоком политическом уровне волю Ирана по устранению стратегических недостатков в национальной системе ПОД/ФТ. Поддержала решение Правительства ИРИ обратиться к Группе за техническим содействием в целях имплементации разработанного Плана действий. 

В результате в ноябре 2017 года установлен режим декларации наличных денежных средств. В августе 2018 года внесены поправки в Закон по борьбе с финансированием терроризма, а в январе 2019 года - в Закон по борьбе с отмыванием денег. Группой отмечен ощутимый прогресс в законодательной деятельности. Законопроекты по ратификации Палермской Конвенции и Конвенции о финансировании терроризма приняты Парламентом, но не вступили в силу. В соответствии с процедурами, ФАТФ может принять к рассмотрению только действующие нормативно- правовые акты. Как следствие, анализ последних изменений отложен. Полномасштабный обзор нового законодательства с целью определения его соответствия требованиям Плана действий и Стандартов ФАТФ отложен до вступления оставшихся изменений в силу. 

Срок имплементации Плана действий Ирана истек в январе 2018 года. В октябре 2019 года ФАТФ сформулирован перечень остающихся неисполненными пунктов Плана действий. Ирану необходимо: (1) надлежащим образом криминализовать финансирование терроризма.  В этих целях устранить существующее на сегодняшний день в Законе по борьбе с ФТ изъятие в отношении групп, «борющихся за прекращение иностранной оккупации, против колониализма и расизма»; (2) выявлять и замораживать террористические активы в рамках соответствующих Резолюций Совета Безопасности ООН; (3) законодательно закрепить и обеспечить исполнение режима надлежащей проверки клиента; (4) обеспечить включение в законодательство требования о необходимости направления сообщения о подозрительной операции (СПО) при попытке проведения транзакций в целях  ФТ; (5) продемонстрировать эффективность работы надзорных органов по выявлению нелицензированных провайдеров услуг перевода денег/ценностей (УПДЦ) и применяют к ним соответствующих санкции; (6) ратифицировать и имплементировать Палермскую Конвенцию и Международную конвенцию по борьбе с финансированием терроризма, прояснив возможность  оказания взаимной правовой помощи; (7) продемонстрировать эффективность работы финансовых институтов по проверке полноты и достоверности информации  об отправителе и получателе  денежных переводов при проведении финансовых операций. 

В июне 2019 года ФАТФ обратилась с призывом всем юрисдикциям установить требования по проведению более тщательных надзорных проверок за филиалами и дочерними предприятиями финансовых учреждений, расположенными в Иране. В соответствии с Публичным заявлением от июня 2019 года, настоятельно рекомендовала всем юрисдикциям внедрить более жесткий механизм тематического или систематического информирования о соответствующих финансовых операциях, а также установить требование по осуществлению финансовыми группами более жесткого внешнего аудита в отношении филиалов и дочерних предприятий, расположенных в Иране.
В случае невыполнения ИРИ требований по имплементации и ратификации Палермской конвенции и Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма до февраля 2020 года, ФАТФ будет вынуждена отменить приостановленные контрмеры и обратиться к государствам-членам с призывом и настоятельной рекомендацией всем юрисдикциям применять в отношении ИРИ эффективные контрмеры в соответствии с рекомендацией 191.

Признавая, что Иран недавно принял подзаконный акт о ПОД/ФТ, который Группа в соответствии с существующими процедурами не имела возможности изучить, ФАТФ выражает разочарованность тем, что План действий остается невыполненным в полном объеме. Группа рассчитывает на скорейшее принятие ИРИ необходимых мер в целях его реализации.
Иран останется в Публичном заявлении ФАТФ до окончательного выполнения Плана действий. ФАТФ сохранит озабоченность в связи с исходящими от Ирана рисками ФТ и угрозой, которую он представляют для международной финансовой системы до полной имплементации необходимых мер в области ПФТ. 

ФАТФ призывает государства-члены и настоятельно рекомендует всем юрисдикциям обращать особое внимание финансовых институтов на необходимости применения усиленных мер надлежащей проверки в рамках деловых отношений и операции с физическими и юридическими лицами из Ирана в соответствии с 19 Рекомендацией. В том числе: (1) получать информацию об основаниях предполагаемых операций и (2) проводить усиленный мониторинг деловых отношений путем увеличения числа и частоты контрольных проверок, выявления типичных моделей транзакций, требующих дополнительного анализа. 

 

1Страны должны быть в состоянии применять соответствующие контрмеры по требованию ФАТФ. Страны также должны иметь возможность применять контрмеры независимо от любого призыва ФАТФ к этому. Такие контрмеры должны быть эффективны и соразмерны рискам.
В Пояснительной записке к Рекомендации 19 приведены примеры контрмер, которые могут быть приняты странами.