Внесение изменений в стандарты ФАТФ и заявление ФАТФ по виртуальным активам

Дата публикации: 29.10.2018

Информируем о внесении изменений в стандарты ФАТФ, утвержденных на Пленуме в октябре 2018 года

 

Р. 15 дополнить абзацем следующего содержания:

Для управления и минимизации рисков, возникающих из виртуальных активов, страны должны обеспечить, что провайдеры услуг в сфере виртуальных активов регулируются в целях ПОД/ФТ и лицензируются или регистрируются, а также подлежат эффективным системам мониторинга и обеспечения соблюдения соответствующих мер, к которым призывают Рекомендации ФАТФ

Определения в Глоссарии дополнить абзацами следующего содержания:

Термины

Определения

Виртуальные активы

Виртуальный актив это цифровое выражение ценности, которое может цифровым образом обращаться или переводиться и может быть использовано для целей платежа или инвестиций. Виртуальные активы не включают в себя цифровое выражение фиатных валют, ценных бумаг и других финансовых активов, которые уже покрыты где-либо в Рекомендациях ФАТФ.

Провайдеры услуг в сфере виртуальных активов

Провайдер услуг в сфере виртуальных активов означает любое физическое или юридическое лицо, которое не покрыто где-либо в Рекомендациях ФАТФ, и осуществляет в качестве предпринимательской деятельности один или более из следующих видов деятельности или операций для или от имени другого физического или юридического лица: 

  1. Обмен между виртуальными активами и фиатными валютами;
  2. Обмен между одной или более формами виртуальных активов;
  3. Перевод1 виртуальных активов;
  4. Хранение и/или администрирование виртуальных активов или инструментов, позволяющих осуществлять контроль над виртуальными активами; и
  5. Участие в и предоставление финансовых услуг, связанных с предложением выпускающего лица и/или продажей виртуального актива.

Сноска 1: В данном контексте виртуальных активов, перевод означает осуществление операции от имени другого физического или юридического лица, которое перемещает виртуальный актив с одного адреса или счета виртуальных активов на другой.

 

Заявление ФАТФ по виртуальным активам (Размещено на официальном сайте ФАТФ по итогам Пленума 19.10.18, неофициальный перевод)

  1. Виртуальные активы и связанные финансовые услуги имеют потенциал содействовать финансовой инновации и результативности, а также улучшению финансовой доступности, но и создают новые возможности для преступников и террористов по отмыванию их доходов или финансированию их незаконной деятельности. В этой связи ФАТФ активно осуществляет мониторинг рисков в данной области и выпустил руководство по риск-ориентированному подходу к виртуальным валютам в 2015 году. Существует срочная необходимость для всех стран принять скоординированные меры по предотвращению использования виртуальных активов в преступных целях и в целях терроризма.
  2. Рекомендации ФАТФ устанавливают всеобъемлющие требования для борьбы с ОД/ФТ, которые применяются ко всем формам финансовой деятельности, включая те, которые используют виртуальные активы. Однако правительства и частный сектор запросили большей ясности относительно того, к каким именно видам деятельности применяются стандарты ФАТФ в данном контексте. Риск-ориентированный подход требует от юрисдикций выявлять риски ОД и ФТ и применять надлежащие меры минимизации таких рисков. Указанное включает выявление и минимизацию рисков незаконного финансирования, связанных с новыми продуктами или деловыми практиками и иными видами деятельности, прямо не указанными в Рекомендациях ФАТФ. 
  3. С учетом срочной необходимости в эффективном глобальном риск-ориентированном ответе на риски ПОД/ФТ, связанные с финансовой деятельностью с использованием виртуальных активов, ФАТФ принял изменения в Рекомендации ФАТФ и Глоссарий, которые разъясняют как они применяются в случае финансовой деятельности с использованием виртуальных активов. Указанные изменения добавляют в Глоссарий новое определение «виртуальных активов» и «провайдеров услуг в сфере виртуальных активов» - таких как обменники, определенные виды провайдеров кошельков, и провайдеры финансовых услуг для ICO. Такие изменения четко обозначают, что юрисдикции должны обеспечить, что провайдеры услуг в сфере виртуальных активов подлежат регулированию ПОД/ФТ, например, по осуществлению надлежащей проверки клиентов, включая текущий мониторинг, хранение данных и направление СПО. Они должны лицензироваться или регистрироваться и подлежать мониторингу для обеспечения соблюдения требований. ФАТФ далее разработает как такие требования должны применяться в отношении виртуальных активов.
  4. Все юрисдикции должны срочно принять законодательные и практические шаги по предотвращению злоупотребления виртуальными активами. Указанное включает оценку и понимание рисков, связанных с виртуальными активами в своих юрисдикциях, применение риск-ориентированного регулирования ПОД/ФТ к провайдерам услуг в сфере виртуальных активов и определение эффективных систем осуществления риск-ориентированного мониторинга или надзора за такими провайдерами. Некоторые юрисдикции уже регулируют деятельность в сфере виртуальных активов в соответствии с руководством 2015 года. Сегодняшние разъяснения в стандартах ФАТФ в большинстве своем сопоставимы с их существующими регулятивными требованиями. ФАТФ особо отмечает, что юрисдикциям предоставлена гибкость в решении относительно регулирования провайдеров услуг в сфере виртуальных активов в рамках соответствующей категории регулируемых для целей ПОД/ФТ видов деятельности, например, как финансовые организаций, УНФПП или в качестве иной определенной категории.
  5. ФАТФ использует термин «виртуальный актив» для обозначения цифрового выражения ценности, которая может цифровым образом обращаться или переводиться и может быть использована в целях платежа или инвестиций, включая цифровое выражение ценности, которое выполняет функции средства обмена, единицы счета и/или хранилища ценности. ФАТФ особо отмечает, что виртуальные активы отличаются от фиатной валюты (также известной как реальная валюта, реальные деньги или национальная валюта), которая является денежными средствами страны, обозначенными как законное средство платежа.
  6. Рекомендации ФАТФ требуют осуществлять мониторинг или надзор только в целях ПОД/ФТ и не подразумевают, что провайдеры услуг виртуальных активов подлежат или должны подлежать гарантиям стабильности или защиты инвесторов/потребителей и не подразумевают каких-либо гарантий защиты инвесторов или потребителей.  В настоящее время провайдеры услуг виртуальных активов в большинстве юрисдикций не урегулированы в целях финансовой стабильности или защиты инвесторов и потребителей. Некоторые станы могут принять решение о запрете виртуальных активов на основании своей оценки рисков
  7. Стандарты ФАТФ позволяют юрисдикциям запретить определенные виды деятельности на основании рисков и сферы регулирования в данной юрисдикции (например, казино в юрисдикциях, где запрещены азартные игры) и, при условии принудительного исполнения этого запрета, не требуют применять меры по регулированию таких запрещенных видов деятельности. Юрисдикции, желающие запретить виртуальные активы, в этой связи, могут так сделать.
  8. ФАТФ предоставит разъяснения юрисдикциям в управлении рисками ОД/ФТ виртуальных активов при создании действительной регулятивной среды ПОД/ФТ, в которой компании свободны в инновациях. В качестве части поэтапного подхода, ФАТФ подготовит обновленное руководство по риск-ориентированному подходу в сфере регулирования провайдеров услуг в сфере виртуальных активов, включая надзор и мониторинг за ними, а также руководство для оперативных и правоохранительных органов по выявлению и расследованию незаконной деятельности с виртуальными активами. 
  9. В свете быстрого развития финансового функционала виртуальных активов, ФАТФ также пересмотрит сферу покрытых видов деятельности и операций в измененных Рекомендациях и Глоссарии в следующие 12 месяцев и рассмотрит вопрос о необходимости последующих обновлений для обеспечения того, что стандарты ФАТФ остаются актуальными.