Выступление директора Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчина на пленарном заседании в рамках II Всероссийского форума «Гособоронзаказ-2018» на тему: «Современные вызовы в сфере государственного оборонного заказа: ограничения и пути их преодоления»

Красногорск, 1 июня 2018 года

Результаты работы межведомственной системы контроля за расходованием средств ГОЗ, участником которой является Служба, показывают, что данная система строится в соответствии с российским антиотмывочным законодательством, а также общепризнанными международными стандартами в этой области, в первую очередь ФАТФ (группы по противодействию отмыванию преступных доходов).

Специалистами нашей Службы в рамках возложенных задач проводится оценка рисков, направленная на выявление нецелевого использования, хищения бюджетных средств, в том числе с использованием «теневых» или криминальных схем при исполнении государственного оборонного заказа, а также выработка необходимых мер по их недопущению.

Все это позволило сократить количество так называемых «лишних» участников-посредников в кооперации исполнителей ГОЗ, минимизировать риски использования кредитов на цели, не связанные с основной деятельностью, а также предоставление займов аффилированным лицам.

Все это повлияло на снижение негативных экономических последствий, уровень коррупционных рисков в отрасли.

Практически исключены риски потери денежных средств в случаи банкротств уполномоченных кредитных организаций.

Благодаря созданной с участниками системы государственного финансового контроля базе данных, выработаны технологии, позволяющие проводить оценку на всех этапах контрактации и выполнения ГОЗ путем анализа:

  • финансовых операций;
  • условий контрактов;
  • исполнителей и так далее.

Такой алгоритм позволяет нам еще на стадии размещения извещения о закупке выявлять риски завышения начальной (максимальной) цепы контракта или риски сговора участников торговых процедур.

Определены механизмы обмена информацией с Минобороны России, ФАС, Налоговой службой, Федеральным казначейством, а также с традиционными потребителями информации Росфинмониторинга - Генеральной прокуратурой и ФСБ России, с учетом специфики работы каждого из упомянутых ведомств.

В частности, сотрудничество с ФАС России нацелено на выявление признаков нарушения антимонопольного законодательства, в первую очередь, завышения начальной (максимальной) цены контракта и рисков картельного сговора. Имеющийся опыт взаимодействия в настоящее время распространяется на всю сферу государственных закупок.

По результатам информационного обмена, осуществляемого между Росфинмониторингом и ФАС России, в настоящее время антимонопольными органами, проводится около 50 расследований.

Совместная с Генеральной прокуратурой Российской Федерации и ФНС России системная работа направлена в основном на пресечение участия в исполнении гособоронзаказа так называемых «технических» компаний, зачастую являющихся участниками теневых и криминальных схем.

В зону совместного контроля попало более 1 тысячи хозяйствующих субъектов. Кроме того, по материалам прокурорских проверок органами предварительного следствия проводятся более 300 доследственных мероприятий.

Есть результаты взаимодействия с МВД, ФСБ, которые выражены в конкретных уголовных делах, арестованных активах, имеющих отношение к криминальной деятельности в области ГОЗ.

Сегодня можно констатировать, что фактически действующая система межведомственного контроля ГОЗ стала основой для создания совместно с Казначейством России общей системы финансового мониторинга и финансового контроля за использованием бюджетных средств.

Это нашло отражение в решении межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, созданной по поручению Президента Российской Федерации, состоявшемся в декабре 2017 года. По результатам заседания выработаны соответствующие предложения по совершенствованию системы государственного финансового контроля, направленные в первую очередь на минимизацию существующих рисков в сфере госзакупок и повышение эффективности межведомственного взаимодействия.

Хотелось бы также отметить, что особенностью формируемой системы финансового контроля является ее нацеленность на обеспечение максимальной прозрачности как финансовых операций, так и бенефициарного владения компаниями.

Международная практика в данной области такова, что именно непрозрачность расчетов, запутанность финансовой деятельности, нелогичность и необоснованность хозяйственной практики, а также попытки сокрытия схем владения рассматриваются как признаки преступного происхождения средств.

Как следствие, это ведет к применению финансовыми организациями, в первую очередь банками, санкционной политики в отношении клиентов. Подобные меры могут включать:

  • отказ от совершения операций,
  • заморозку средств,
  • расторжение отношений с клиентом,
  • другие меры.

Кроме того, российские хозяйствующие субъекты и связанные с ними финансовые потоки становятся объектами пристального внимания со стороны зарубежных спецслужб и правоохранительных ведомств, когда в расчетах с иностранными партнерами появляются сомнительные офшоры. скомпрометировавшие себя иностранные посредники, банки, юрисдикции, находящиеся в тех или иных списках, даже если операции упомянутых российских юридических лиц носят легальный и обоснованный характер.

Не исключено, что некоторые зарубежные партнеры вполне могут использовать сложившуюся ситуацию в целях недобросовестной конкуренции и выдавливания российских компаний с международного рынка, а порою - в сугубо политических целях.

При этом, указанные ограничения могут коснуться таких российских юридических лиц и вне зоны ГОЗа, а в рамках иной финансово-хозяйственной деятельности, в том числе участия в исполнении государственных контрактов.

Поэтому самым главным риском в финансовых отношениях в рамках ГОЗ является отсутствие достаточной прозрачности между исполнителями и попадание их в раздел сомнительных.

Особо хотелось бы обратить внимание на то, что в этом году Россия готовит отчет об эффективности национальной антиотмывочной системы, а в 2019 году к нам планирует прибыть международная миссия для реального изучения состояния дел по данному направлению. Все это дополнительно повышает интерес к России в целом, и деятельности хозяйствующих субъектов, их бенефициаров.

Дорожите своей репутацией!

Спасибо за внимание!