Директор Росфинмониторинга рассказал сенаторам о реализации Концепции развития национальной системы противодействия отмыванию доходов

Дата публикации: 11.12.2019

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А. Чиханчин рассказал на заседании Совета Федерации о реализации Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.  Выступление состоялось в рамках «правительственного часа». 

В текущем году национальная «антиотмывочная» система прошла оценку Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. 17 октября на пленарном заседании ФАТФ отчет Российской Федерации был принят.
В целом, результаты оценки соответствуют роли нашей страны, как одного из главных лидеров международной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма.

За 18 лет нам удалось выстроить эффективный механизм, который демонстрирует не только и не столько работу Росфинмониторинга, выступающего его координатором, но и всех участников – Центрального Банка, Генеральной прокуратуры, правоохранительных и надзорных органов, финансового и нефинансового секторов. 

В подготовке к оценке было задействовано 24 ведомства, около 1,5 тысяч кредитных и некредитных организаций. Одних только законопроектов было принято около 50, в том числе, и благодаря вам.

Основа «антиотмывочной» системы - риск-ориентированный подход. Оценить риски и минимизировать их – наша главная задача.

Результаты этой работы легли в основу Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденной Президентом Российской Федерации в мае прошлого года.

Основные «проблемные» зоны - кредитно-финансовая и бюджетная сферы экономики. Главные риски – коррупция, незаконный оборот наркотиков, финансирование терроризма.

Чаще всего для осуществления преступной деятельности используются:

•    номинальные юридические лица (фирмы- «однодневки»);
•    наличные денежные средства;
•  вывод денег за рубеж через механизм фиктивной внешнеэкономической деятельности и структуры без образования юридического лица в иностранных юрисдикциях (в т.ч. офшорах);
•    электронные средства платежа и виртуальные активы. 

Хотелось бы более предметно остановиться на отдельных зонах рисков.

Кредитно-финансовая сфера

В 2019 г. Росфинмониторингу совместно с Банком России, ФСБ, МВД, Генпрокуратурой удалось пресечь деятельность 25 «теневых» площадок с оборотом около 38 миллиардов рублей. Продолжается работа по возврату активов, похищенных из крупнейших банков. Установлены операции и переданы в правоохранительные органы материалы на общую сумму 51 миллиард рублей.

В целях минимизации рисков использования судебной системы для обналичивания и вывода денег за рубеж по притворным основаниям Служба более полутора тысяч раз привлекалась в процессы в качестве третьего лица. С учетом заключений Росфинмониторинга судами приняты решения об отказе в исковых требованиях на общую сумму около 38 миллиардов рублей. В результате эти деньги удалось «не пустить» в «теневой» сектор экономики.

Эти примеры хорошо иллюстрируют важность совместной работы на межведомственном уровне, причем, как для пресечения преступлений и наказания виновных, так и для предупреждения потенциальных нарушений и их профилактики.

Еще несколько примеров.

В результате общей работы Росфинмониторинга, ФНС, Таможенной службы, Банка России, правоохранительных и иных органов за последние 3 года количество зарегистрированных юридических лиц с признаками «однодневки» снизилось с 1,5 млн. до 120 тысяч – то есть, в 14 раз. Объем сомнительных операций с их участием сократился более, чем в 5 раз - с 4,6 трлн. руб. до 905 млрд. руб.

К общему комплексу мер в отношении фирм – однодневок следует также добавить совместные с ФНС России, МВД России, СК России и ФТС России усилия по повышению эффективности реализации статей Уголовного кодекса за незаконное образование юридического лица, фальсификацию реестра юридических лиц. Данная работа проводилась под эгидой Межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, созданной Распоряжением Президента РФ.  

Сейчас нами подготовлен проект закона, предусматривающий административную ответственность юридических лиц за легализацию преступных доходов.

В сегменте наличного оборота продолжается тенденция неуклонного снижения количества и сумм сомнительных операций, связанных с традиционными способами обналичивания денежных средств. За 9 месяцев этого года объем таких сомнительных операций сократился на 52%. 

Банкам с помощью заградительных мер удалось пресечь вывод в теневой оборот около 200 млрд рублей. К сожалению, необходимо отметить, что часто на подобные действия поступают жалобы (около – 200) от клиентов этих кредитных организаций. Но совместно с Банком России с помощью межведомственной комиссии (специально созданной в качестве механизма вывода из так называемого «черного списка») вопросы были сняты, в 60% случаев решения оказались правильными.

Часть таких «отказников» в дальнейшем в банки не обращалась, а часть - решила действовать в обход заградительных банковских мер.

Как пример, вовлеченные в схемы возможного отмывания денег компании перечисляют средства на единый казначейский счет с назначением оплаты налогов. В дальнейшем счет, с которого производились перечисления, закрывается, а плательщик (либо лицо, в пользу которого были совершены платежи) обращается с заявлением о возврате средств: либо как ошибочно уплаченных, либо как переплату по налогам. 

Значительную трансформацию претерпели и сами «обнальные схемы» и, что особенно вызывает опасения, заметно укрупнились. Прежде всего, хотелось бы отметить так называемую «теневую инкассацию», которой злоупотребляют крупные торговые сети, автосалоны, оптово-розничные рынки.

В настоящее время среди преступников получила распространение схема вывода денег в «теневой» оборот с использованием векселей, эмитентами которых являются крупнейшие банки России. Отличительными особенностями данных типологий являются приобретение векселей реально действующими организациями, а предъявление их к погашению – техническими компаниями.

В целях вывода средств из реальной экономики продолжается использование институтов государственной власти (суды, служба судебных приставов), а также органов нотариата.

Пока не удается добиться снижения рисков обналичивания путем создания фиктивной задолженности и дальнейшего перечисления денег от должника к кредитору через депозитный счет нотариуса, либо путем предъявления исполнительной надписи нотариуса.

По данным кредитных организаций, только за 10 мес. 2019 года объем таких операций составил порядка 5 млрд руб., что почти в 2,5 раза превышает показатели прошлых лет. 

Подобные схемы приобрели широкое распространение и продолжают использоваться ввиду отсутствия законодательно закрепленной обязанности нотариусов осуществлять проверку реальности обязательств между заемщиком и кредитором, по результатам которой можно было бы принимать решение об отказе в совершении нотариальных действий.

Указанные предложения включены Министерством юстиции в законопроект, который в настоящее время находится на стадии согласования с заинтересованными ведомствами.

Свою задачу Росфинмониторинг видит не в борьбе с наличным оборотом, а со схемами использования «черного нала» в преступной и «теневой» экономике.

Еще одной проблемной областью остается вывод денежных средств за рубеж по сомнительным основаниям.

Как показывают данные мониторинга, пик подобных операций приходился на 2017 год. По состоянию на сегодняшний день, этот показатель упал более, чем вдвое. Что касается сумм, то они сократились почти втрое с 2016 года – с 1,4 трлн руб. до 522 млрд. руб. за 9 месяцев текущего года.

Стоит отметить, что на фоне общего сокращения объемов вывода за рубеж, суммы вывода в офшорные юрисдикции уменьшаются не так значительно – всего в 2,5 раза. То есть, приходится констатировать отставание в темпах деофшоризации российского капитала. 

В последние годы получили широкое освещение в прессе материалы о так называемых «российских ландроматах» («молдавская схема», скандал вокруг латвийского ABLV-банка, эстонского филиала Danske Bank, «азербайджанский», «литовский» ландроматы). Только через эти схемы было проведено порядка 1,2 трлн. рублей в период с 2007 по 2014 годы.

В ходе миссии ФАТФ российским экспертам пришлось выдержать натиск со стороны оценщиков и стоило больших трудов убедить их в том, что «прачечные», по сути дела, не российские, и организовали их не мы. Наш бизнес, в том числе криминальный, просто пользовался услугами «теневых» банков, иногда даже не зная об этом. 

Что касается «российского следа», то по инициативе и с участием Росфинмониторинга правоохранительными органами возбуждено более 30 уголовных дел в отношении российских лиц, использовавших услуги «ландроматов» и участвовавших в их функционировании «по эту сторону». Порядка 40 российских банков, вовлеченных в эти схемы, были лишены лицензий. 

По линии Группы Эгмонт запущен проект по трансграничным потокам, к работе привлечены финансовые разведки более 40 стран. Не менее двух десятков финразведок начали собственные расследования в отношении национальных банков по подозрению в организации или участию в «прачечных». Только в рамках изучения деятельности упомянутого выше латвийского ABLV-банка Росфинмониторинг в настоящее время сотрудничает с подразделениями финансовой разведки 18 стран мира.

Следующая зона нашего повышенного внимания – бюджетная сфера и сохранность средств при реализации нацпроектов, объем финансирования которых в текущем году составил свыше 3 трлн руб. 

На сегодняшний день число попавших в наше поле зрения по признакам сомнительных операций составило более 3 тыс. исполнителей контрактов на сумму свыше 133 млрд. рублей. По выявленным фактам в правоохранительные, контрольно-надзорные органы и прокуратуру направлено более 560 материалов, связанных с тематикой нацпроектов. Возбуждено 11 уголовных дел, расторгнуты контракты и отменены закупки на 1,1 млрд руб., предотвращены картельные сговоры на 5,5 млрд руб.

В отличие от проверочно-ревизионных методов финансового контроля, которые ориентированы в основном на вскрытие уже имевших место признаков и фактов нарушений, методы финансового мониторинга ориентированы на риски – на получение и реализацию упреждающей информации.

Нами наработан опыт эффективного взаимодействия с органами казначейства, которые располагают информацией о доведении лимитов и кассовом расходе средств. Вместе со сведениями Росфинмониторинга о получателях и заказчиках на всех уровнях кооперации, включая данные об их вовлеченности в сомнительные операции, «теневые» схемы и причастности к криминалу, это позволяет предотвратить преступление на максимально ранних этапах: расторгнуть договор, применить меры дисциплинарной и административной ответственности. Аналогичным образом организуется взаимодействие с Федеральной антимонопольной службой по вопросам ценообразования, картельных сговоров и злоупотреблений на этапе конкурсных и закупочных процедур.

Серьезную роль в этой работе играет Генпрокуратура, налажены хорошие контакты с Полпредствами в регионах. Национальный проект «Экология» и два субъекта – Тула и Новгород по согласованию с руководителями взяты, как пилотные.

Для минимизации коррупционных рисков, связанных с получением должностными лицами незаконных вознаграждений (взяток) за лоббирование интересов недобросовестных поставщиков и подрядчиков, со злоупотреблениями служебным положением для заключения госконтрактов, Росфинмониторингом осуществляется регулярная проверка.

В 2019 году уже выявлен ряд материалов, связанных с превышением своих полномочий чиновниками и должностными лицами.

Всего за последние 3 года совместно с ФСБ и СК пресечена преступная деятельность 4 глав субьектов РФ, 13 заместителей губернаторов, 40 глав муниципальных образований.

Теперь перейдем к криминальным рискам, одним из которых является незаконный оборот наркотиков. 

Росфинмониторинг в рамках международной спецоперации «Пиренейский излом», проводимой МВД России, в настоящее время участвует в ликвидации крупнейшего наркоканала и транснациональной преступной организации, поставляющей наркотики в страны Евросоюза, СНГ и Россию. В фокусе внимания Службы, естественно, финансовые потоки и финансовые связи лидеров и активных участников данного преступного сообщества. 

Практика финансовых расследований свидетельствует об активном использовании в России анонимных интернет магазинов  (в том числе, в сети Даркнет), предлагающих своим клиентам конфиденциально и мгновенно приобрести любые виды растительных и синтетических наркотиков. Розничный сбыт происходит «бесконтактным способом», путем закладок, с последующим расчетом через электронные средства платежа и криптовалюты.

В условиях отсутствия регулирования в сфере оборота виртуальных валют, можно ожидать сохранение высокого уровня данного риска на достаточно долгую перспективу.

Традиционно высоки риски финансирования терроризма. За последние годы ФСБ совместно с другими правоохранительными органами при участии Службы предотвращено более 80 терактов и около полутора тысяч преступлений террористического характера, пресечена деятельность более трех тысяч группировок террористической и экстремистской направленности, нейтрализованы 32 боевика, ликвидированы 78 законспирированных ячеек международных террористических организаций, члены которых планировали совершение терактов и иные преступные посягательства. 

Росфинмониторингом заблокированы финансовые активы более 2 тыс. лиц, подозреваемых в причастности к террористической активности.

На пространстве СНГ работа ведется в рамках Совета руководителей подразделений финансовой разведки Содружества. Проводимая в его рамках операция «Барьер» предполагает мониторинг финансовых операций, совершаемых гражданами государств СНГ в зонах деятельности международных террористических организаций, а также в странах исхода боевиков. Ключевое внимание уделяется Сирии, Ираку, Турции, Афганистану.

Выявление следов финансовой активности – один из немногих способов обнаружения «спящих» ячеек и выявления глубоко законспирированных боевиков.

Только в 2019 году было выявлено более 180 лиц в зонах повышенной террористической активности и 68 лиц, находящихся в межгосударственном розыске, возбуждено 6 уголовных дел, заблокирован доступ к финансовой системе более 1600 физических и 5 юридических лиц, а также 1200 иностранных граждан к - российской системе. 
Уважаемые коллеги, эффективная работа была бы невозможна, если бы мы в свое время не создали на базе Росфинмониторинга Центр оценки рисков. 

Он представляет собой программно-аппаратный комплекс, который в то же время является хранилищем информации о подозрительных транзакциях и совершающих их лицах. Совокупность реестров субъектов и событий финансовой деятельности обеспечивает выполнение ключевых задач макроанализа, выявления и оценки рисков в сфере ПОД/ФТ, а также по выработке мер их минимизации. 

И мы готовы поделиться этой практикой с нашими партнерами. Росфинмониторинг вышел с предложением (которое было поддержано руководством страны) создать международную технологическую площадку с прицелом, что она позволит укрепить сотрудничество и организацию оперативного взаимодействия подразделений финансовой разведки стран Содружества. 

Необходимость создания Международного центра оценки рисков обусловлена наличием у государств – участников СНГ общих рисков ОД/ФТ, которые, соответственно, требуют совместных мер реагирования. 
К таким рискам, в частности, относятся сомнительные транзитные финансовые потоки через страны СНГ, трансграничный наркотрафик, общие пути перемещения иностранных боевиков-террористов, вывод денег на общие иностранные отмывочные площадки.

Уважаемые коллеги, важным направлением для нас является работа с частным сектором – как финансовым, так и промышленным, - поскольку реализация превентивной функции «антиотмывочной» системы возможна только при условии, если хозяйствующий субъект видит свои риски, понимает их, готов с ними бороться. Его надо вооружить этим знанием и возможностью применять его на практике. 

Для этого нами задуман Личный кабинет субъекта мониторинга, который позволяет, с одной стороны, нам дистанционно видеть, как соблюдаются требования законодательства. А с другой – позволяет управлять комплаенс-рисками: выявить их, оценить и минимизировать.

Кредитные и некредитные организации через него имеют возможность посмотреть на себя «глазами надзорного органа». Понять, чем мы руководствуемся в оценке конкретного юрлица, узнать, какие меры нужно предпринять, чтобы не оказаться в зоне «незаконопослушности» и не понести наказания. 

Поскольку надзор за рядом секторов осуществляет не Росфинмониторинг, то мы создали систему взаимодействия через Личный кабинет с другими надзорными органами: с Центральный банком, Пробирной палатой, Роскомнадзором. 

Запущен Личный кабинет для стратегических предприятий производящего сектора, к которому уже подключено 150 компаний (или 58% от общего количества – всего 259). Готовим запуск Личного кабинета «правоохранительного органа» для оперативного информирования о зонах риска и выработки совместных решений по их минимизации. Этот формат поддержан коллегами. 

Спасибо за внимание!

Также глава Росфинмониторинга ответил на вопросы сенаторов, которых интересовали такие темы, как противодействие торговле людьми, незаконному финансированию российских НКО из-за рубежа, отношение к криптовалютам, финансовое обеспечение деятельности Росфинмониторинга и другие.

По итогам обсуждения принято за основу Постановление СФ. Документ будет доработан с учетом поступивших предложений.