Цвет сайта:

Надзорная деятельность

Российская антиотмывочная система устроена по модели, которая основана, прежде всего, на международных стандартах, и с этой точки зрения она структурно похожа на аналогичные системы других стран. Ее основу составляют организации, которые предоставляют финансовые услуги или оперируют с высоколиквидным имуществом, таким как драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них, недвижимость и др. 

Основную роль в выработке международных стандартов, руководств по вопросам организации и осуществления надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ играет Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Результаты последней международной оценки, проведенной в России в 2019 году подтвердили соответствие стандартам ФАТФ российской системы в целом и надзорного блока в частности.

Ключевыми с позиций международной оценки эффективности надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ традиционно выступают вопросы применения риск-ориентированного подхода. ФАТФ говорит о том, что природа и характер надзорных мероприятий должна согласовываться с выявленными рисками ОД/ФТ, т.е. в секторе где выше риск, интенсивность надзорных мероприятий должна быть выше. В этом контексте развитие механизмов и инструментов риск-ориентированного надзора является одним из приоритетов для национальной антиотмывочной системы. 

Основными направлениями надзорной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу являются:

•    проведение поверок организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 29 июля 2014 года № 191;

•    ведение учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 11 февраля 2019 года № 33;

•    координация деятельности надзорных органов и взаимодействие с ними в области ПОД/ФТ;

•    взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами прокуратуры, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями по вопросам ПОД/ФТ.

Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются:

•    лизинговые компании;

•    организации и ИП, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

•    операторы по приему платежей;

•    коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Всего на учете в Росфинмониторинге состоит более 13 тысяч поднадзорных субъектов вышеуказанных категорий (по состоянию на 01.08.2020).

Росфинмониторинг как непосредственно, так и через свои территориальные органы, действующие в федеральных округах, осуществляет проверки соблюдения организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, законодательства о ПОД/ФТ.

Целью проверочных мероприятий Росфинмониторинга является контроль за соблюдением обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ организациями и их должностными лицами, а также выявление операций, имеющих признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.
По фактам нарушений законодательства о ПОД/ФТ виновные лица привлекаются к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.

Большое внимание Росфинмониторинг уделяет мероприятиям, направленным на профилактику нарушений обязательных требований законодательства о ПОД/ФТ. В соответствии с требованиями законодательства в целях предупреждения нарушений обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований Росфинмониторинг осуществляет мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений.

Созданный в 2016 году при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ Совет комплаенс обеспечивает возможности постоянных коммуникаций с подотчетными субъектами по широкому кругу вопросов: актуальные тренды и риски ОД/ФТ, обмен опытом и лучшими практиками осуществления внутреннего контроля и финансового мониторинга и др. 

Повышению уровня осведомленности поднадзорных субъектов о требованиях законодательства и актуальных рисках ОД/ФТ содействует Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Служба уделяет большое внимание развитию функционала этого онлайн-сервиса. Так, в 2019 году для повышения эффективности взаимодействия был запущен Личный кабинет надзорного органа, который позволяет оперативно обмениваться информацией о рисках.