Цвет сайта:

Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля за 2017 год

 

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности

Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) является уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим деятельность Росфинмониторинга, в том числе осуществление контрольных мероприятий
в отношении определенного законом круга хозяйствующих субъектов, а также устанавливающим обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее также – ПОД/ФТ), соблюдение которых подлежит проверке является Федеральный закон                         от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

Федеральный закон № 115-ФЗ и иные нормативные правовые акты
в сфере ПОД/ФТ разрабатываются в соответствии с требованиями международных стандартов в сфере ПОД/ФТ, в том числе рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 115-ФЗ его целью является защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма ПОД/ФТ.

Федеральный закон № 115-ФЗ регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица,                         а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Росфинмониторинг является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, по координации соответствующей деятельности федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций, а также функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих                           в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Росфинмониторинг осуществляет проверки только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, не имеющих надзорных органов, исключительно в отношении соблюдения ими законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Объектами контроля со стороны Росфинмониторинга и его территориальных органов являются следующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организации и индивидуальные предприниматели):

  • лизинговые компании;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

Непосредственно полномочия по осуществлению Росфинмониторингом контроля за выполнением указанными юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ закреплены пунктом 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Положением
о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808.

Порядок проведения контрольных мероприятий регламентирован Административным регламентом исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, утвержденным приказом Росфинмониторинга
от 29 июля 2014 г. № 191 (далее – Административный регламент).

Нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления Росфинмониторингом контроля в сфере ПОД/ФТ, являются:

– Федеральный закон № 115-ФЗ;

– постановление Правительства Российской Федерации
от 30 июня 2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом,
и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

– постановление Правительства Российской Федерации
от 19 марта 2014 г. № 209 «Об утверждении Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям»;

– постановление Правительства Российской Федерации                                           от 29 мая 2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей
и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

– постановление Правительства Российской Федерации                                          от 27 января 2014 г. № 58 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы»;

– постановление Правительства Российской Федерации                                             от 6 августа 2015 г. № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции
с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»;

– приказ Росфинмониторинга от 3 июля 2010 г. № 203
«Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

– приказ Росфинмониторинга от 17 февраля 2011 г. № 59
«Об утверждении Положения о требованиях к идентификации клиентов
и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;

– приказ Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»;

– приказ Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110
«Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Приказом Росфинмониторинга от 17 октября 2016 г. № 341 утвержден перечень правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю за выполнением организациями
и индивидуальными предпринимателями законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ и порядка ведения указанного перечня.

На официальном сайте Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на главной странице размещены тексты нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю.

В случае неисполнения организациями законодательства в сфере ПОД/ФТ к нарушителям применяются законодательно предусмотренные меры административной ответственности.

Нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в частности, статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрены меры ответственности организаций, должностных лиц
и индивидуальных предпринимателей за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ.

Положения, содержащие признаки коррупциогенности, либо требования к гражданам и организациям, создающие условия для проявления коррупции, отсутствуют.

 

Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

Сведения об организационной структуре и системе управления Росфинмониторинга

Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

Росфинмониторинг возглавляет директор, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации.

Росфинмониторинг осуществляет свою деятельность:

1) непосредственно и (или) через свои территориальные органы;

2) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Спецификой организационной структуры Росфинмониторинга является отсутствие территориальных органов в субъектах Российской Федерации. Территориальные органы Росфинмониторинга – Межрегиональные управления Росфинмониторинга (МРУ Росфинмониторинга) действуют на территории соответствующих федеральных округов:

Центральный    федеральный    округ    –   МРУ Росфинмониторинга
по ЦФО (г. Москва);

Северо-Западный федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга
по СЗФО (г. Санкт-Петербург);

Южный федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по ЮФО                       (г. Ростов-на-Дону), МРУ Росфинмониторинга по Республике Крым и городу Севастополю (г. Севастополь);

Северо-Кавказский федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга
по СКФО (г. Ессентуки);

Приволжский федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по ПФО (г. Нижний Новгород);

Уральский федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по УФО             (г. Екатеринбург);

Сибирский федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга по СФО             (г. Новосибирск);

Дальневосточный федеральный округ – МРУ Росфинмониторинга
по ДФО (г. Хабаровск);

Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций Росфинмониторинга

 

Росфинмониторинг осуществляет следующие полномочия:

  1. осуществляет контроль за выполнением юридическими
    и физическими лицами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ  посредством проведения проверок и принятия необходимых мер по устранению последствий выявленных нарушений, а также привлечение
    к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в этой сфере;
  2. выдает организациям, осуществляющим операции (сделки)
    с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, указанным в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ,
    в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, предписания об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  3. вносит Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  4. принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  5. осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  6. участвует в противодействии коррупции в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 

  1. запрашивает и получает в установленном порядке информацию об операциях (сделках) клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, а также информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов кредитных организаций;
  2. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
  3. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;
  4. получает в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций и иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением информации о частной жизни граждан;
  5. осуществляет оценку угроз национальной безопасности, возникающих в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, представляет Президенту Российской Федерации ежегодный доклад о таких угрозах и мерах по их нейтрализации;
  6. разрабатывает и реализует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение незаконных финансовых операций;
  7. информирует федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другие государственные органы и организации об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом и нейтрализация которых относится к полномочиям указанных органов и организаций;
  8. разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию таких мер;
  9. ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;
  10. издает в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;
  11. разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  12. проводит в целях осуществления контроля в установленной сфере деятельности анализ и прогнозирование состояния исполнения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
  13. координирует в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций в установленной сфере деятельности;
  14. взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  15. взаимодействует и осуществляет информационный обмен
  16. в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности;
  17. взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями
  18. и гражданами иностранных государств;
  19. организует во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, другими государственными органами и организациями, Центральным банком Российской Федерации и с участием организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, регулярное проведение национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

разрабатывает и утверждает:

 – методологические рекомендации по проведению национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;

– формы документов, необходимых для проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также рекомендации по их заполнению;

  1. размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") доклад
  2. о результатах проведения национальной оценки рисков совершения операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
  3. направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;
  4. принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации решение о запрете направления информации в иностранный налоговый орган и (или) иностранному налоговому агенту, уполномоченному иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, и информирует о принятом решении организацию финансового рынка;
  5. размещает на своем официальном сайте Росфинмониторинга в сети "Интернет" информацию об организациях и лицах, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
  6. размещает на своем официальном сайте Росфинмониторинга
  7. в сети "Интернет" в установленном им порядке решения Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;
  8. сообщает в Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы по их запросу или по собственной инициативе о некоммерческой организации, в отношении которой имеются сведения, свидетельствующие о неполноте и (или) недостоверности полученной в установленном порядке информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом либо неисполнении ею требований законодательства Российской Федерации;
  9. предоставляет в целях противодействия коррупции определенным Президентом Российской Федерации должностным лицам имеющуюся информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, а также иную информацию, полученную в установленном порядке;
  10. создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;
  11. формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;
  12. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе своей деятельности информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи, и иной конфиденциальной информации;
  13. участвует в разработке и реализации программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров Российской Федерации, в том числе межведомственного характера,
  14. по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
  15. обеспечивает своевременное рассмотрение обращений граждан и направление им ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
  16. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Следует отметить, что проведение государственного контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ является только одной из функцией Росфинмониторинга, и осуществляется только в отношении субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, не имеющих надзорных органов.

Наименование и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения функции по контролю

Росфинмониторинг исполняет государственную функцию по осуществлению контроля за выполнением юридическими
и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечение
к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства (далее – государственная функция).

Порядок исполнения указанной функции регламентирован следующими нормативными правовыми актами:

– Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

– Федеральным законом № 115-ФЗ;

– Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ);

– Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

– Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе
с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу);

– Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885
«Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»;

– постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»;

– постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря  2016 г. № 1564 «О проведении субъектами профилактики правонарушений мониторинга в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации»;

приказом Росфинмониторинга от 24 июня 2009 г. № 141
«О должностных лицах Федеральной службы по финансовому мониторингу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

– приказом Росфинмониторинга 29 июля 2014 г. № 191
«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации
о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению
к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства»;

– приказом Росфинмониторинга 28 февраля 2017 г. № 66
«Об утверждении программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства
о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

– приказом Росфинмониторинга от 19 августа 2016 г. № 274
«Об утверждении положений о межрегиональных управлениях Федеральной службы по финансовому мониторингу».

Деятельность Росфинмониторинга по контролю в 2017 году была направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, требований, установленных законодательством о ПОД/ФТ,  посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, в том числе через дистанционное взаимодействие с использованием Личного кабинета.

Росфинмониторинг при осуществлении контроля за выполнением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ посредством проведения проверок осуществляет привлечение к ответственности юридических и физических лиц, допустивших нарушение законодательства Российской Федерации в указанной сфере, а также принимает все необходимые меры по устранению последствий выявленных нарушений.

Требования Федерального закона № 294-ФЗ в части порядка организации и проведения проверок не распространяются на контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (пункт 3 статьи 1 указанного Федерального закона), в том числе в части согласования планов проверок и проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры.

Одновременно информируем, что специфика правоотношений в сфере ПОД/ФТ обусловлена необходимостью соблюдения международных требований, в том числе рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Проверки организаций и индивидуальных предпринимателей проводятся на основании ежеквартальных планов проверок, которые формируются на основе риск-ориентированного подхода в соответствии
с требованиями международных стандартов в сфере ПОД/ФТ.

Информация о взаимодействии Росфинмониторинга при осуществлении своей функции государственного контроля с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия

Росфинмониторинг при осуществлении функции контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ и привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, осуществляет регулярное взаимодействие с ФНС России и ее территориальными органами.

В частности, через систему электронного взаимодействия «запрос-ответ» (СМЭВ) Росфинмониторинг получает информацию о субъектах Федерального закона № 115, содержащуюся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, о представлении ими налоговой отчетности (в том числе нулевой), о неоднократном снятии с учета и постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами) и др.

Если по результатам контрольных мероприятий выявлено, что организация отсутствует по месту нахождения, заявленному при государственной регистрации, то Росфинмониторинг в обязательном порядке информировал об этом налоговые органы.

Кроме того, осуществлялось информирование налоговых органов о фактах неиспользования операторами по приему платежей специальных банковских счетов.

В рамках заключенных с Банком России и органами государственного контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ соглашений о сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Росфинмониторингом в 2017 году осуществляется информирование Банка России и иных надзорных органов об имеющихся рисках незаконопослушности поднадзорных им организаций, выявленных в рамках осуществления функции по контролю.

В рамках проводимой работы по взысканию задолженности по штрафам осуществляется тесное взаимодействие с ФССП России и ее территориальными органами (проведение рабочих встреч, координирующих совещаний, сверка просроченной дебиторской задолженности).

В целях профилактики и предупреждения правонарушений в сфере ПОД/ФТ Росфинмониторингом осуществлялось взаимодействие с органами прокуратуры, включая проведение обучающих мероприятий, направленных на повышение квалификации специалистов органов прокуратуры, осуществляющих государственный контроль в указанной сфере.

Сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля (надзора) подведомственными органам государственной власти
и органам местного самоуправления организациями

Государственный контроль в сфере ПОД/ФТ осуществляют Росфинмониторинг и его территориальные органы, подведомственные организации отсутствуют.

Сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

Аккредитованные эксперты и экспертные организации, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 № 689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» при проведении Росфинмониторингом контрольных мероприятий не привлекались.

 

Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля в сфере ПОД/ФТ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с исполнением Росфинмониторингом полномочий в установленной сфере деятельности, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год.

В 2017 году проверки как одна из форм государственного контроля проводились силами сотрудников территориальных органов Росфинмониторинга.

Центральный аппарат (Управление организации надзорной деятельности) осуществляет оценку рисков и разрабатывает комплекс мер по их минимизации, обеспечивает методическое сопровождение надзорной деятельности, а также принимает правовые, организационные
и профилактические меры.

В частности, Управление организации надзорной деятельности Росфинмониторинга осуществляет методологическое обеспечение выполнения территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской федерации о ПОД/ФТ и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства контролю, рассматривает проекты ежеквартальных планов проведения плановых проверок на предмет обоснованности включения в них объектов государственного контроля, вносит предложения об устранении выявленных замечаний и о проведении в отношении отдельных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей проверок.

Обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных территориальными органами Росфинмониторинга, в Федеральной службе по финансовому мониторингу как в вышестоящем органе в 2017 году не было.

При расчете показателя, характеризующего финансовое обеспечение функции по осуществлению государственного контроля в сфере ПОД/ФТ, учитывались фонд оплаты труда сотрудников надзорных подразделений территориальных органов Росфинмониторинга, материально-техническое обеспечение, расходы на командировки, выделенные на осуществление контрольных мероприятий и т.д.[1].

Объем финансовых средств, запланированных в отчетном периоде на выполнение функции по контролю, составил 56 687 тыс. рублей, фактически выделено – 58 035,1 тыс. рублей.  Разница в 1 348 тыс. руб. обусловлена за счет роста фонда оплаты труда в связи с назначением ряда сотрудников на более высокие должности государственной гражданской службы (плановый фонд расчитывался исходя из утвержденного на год фонда оплаты труда (включая начисления) на 1 штатную единицу по состоянию на 01.01.2017).

Данные о штатной численности работников, выполняющих функции по контролю, сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Количество штатных единиц по должностям, предусмотренных в 9 территориальных органах Росфинмониторинга на проведение государственного контроля, составляло о 55 единиц, из них фактически занятых – 48 (расчет произведен в соответствии с Указаниями как среднее арифметическое значение количества штатных единиц на начало отчетного периода и на конец отчетного периода). Количество вакансий на конец года ни в одном из территориальных органов не превышает 1 единицы.

Необходимо отметить, что все сотрудники территориальных органов Росфинмониторинга, исполняющие функцию по контролю, имеют высшее образование (100%).  

При этом:

– высшее экономическое образование имеют 41% сотрудников;

– высшее юридическое образование имеют 53% сотрудников;

– иное высшее образование (техническое, управленческое) 6%;

– два и более высших образования имеют 23% сотрудников;

– ученые степени имеют 3% от фактической численности.

В 2017 году прошли повышение квалификации 9 человек.

Данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

 Анализ нагрузки в части проведения проверок показал, что в 2017 году в среднем один сотрудник провел 9,23 проверки; по фактам выявленных нарушений наложено 16,7 административных наказаний (постановлений о назначении административных наказаний). Всего за 2017 год вынесено 1350 постановлений о назначении административного наказания (с учетом количества постановлений, вынесенных по материалам проверок, проведенных органами прокуратуры) или 28 на одного сотрудника.

В рамках деятельности, направленной на предупреждение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями обязательных требований, в 2017 году регулярно проводились мероприятия по профилактике в виде консультаций, в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций, информационных писем, «горячих линий», направлялись письма подконтрольным субъектам
о недопустимости нарушений законодательства о ПОД/ФТ и ответственности за нарушения, если возможность такого нарушения была выявлена при рассмотрении поступающей в Росфинмониторинг информации.

В течение 2017 года публичные мероприятия, проводимые Росфинмониторингом и его территориальными органами в форме семинаров для подконтрольных организаций, общественных объединений, ассоциаций, гильдий, посетило более 1,5 тыс. представителей. В целях повсеместной доступности ряд мероприятий проводился в режиме видеоконференцсвязи при участии заинтересованных организаций.

Достигнут основной результат проведения таких мероприятий – создание мотивации к добросовестному поведению, формирование единого понимания требований законодательства о ПОД/ФТ общественных объединений, ассоциаций, и представителей подконтрольных организаций, повышение качества организации и осуществления внутреннего контроля.

Сотрудники надзорного блока территориальных органов кроме проведения проверок и осуществления профилактических мероприятий осуществляют:

– ведение в установленном порядке учета организаций
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции
с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

– мониторинг операций в целях выявления объектов контроля
с повышенным риском несоблюдения законодательства или вовлеченности
в сомнительные схемы;

– рассмотрение материалов проверок, поступивших из органов прокуратуры, и привлечение к административной ответственности
по указанным материалам (в 2017 году поступило на рассмотрение 587 материалов дел об административных правонарушениях, выявленных
в результате проверок организаций и индивидуальных предпринимателей органами прокуратуры (на 75% больше, чем в 2016 году), по результатам рассмотренных дел вынесено 534 постановлений о назначении административного наказания);

– взаимодействие с территориальными подразделениями надзорных органов в целях выработки единых подходов к контролю за соблюдением требований Федерального закона № 115-ФЗ и выявления типологических признаков и схем отмывания доходов и финансирования терроризма;

– информирование надзорных органов о рисках незаконопослушности  деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, а также их вовлеченности в проведение сомнительных операций:

  • в Банк России и его территориальные органы направлено около 40 риск-ориентировки в отношении более 300 кредитных организаций
    (в результате использования указанной информации Банком России отозвана лицензия у 38 банков по причине нарушений требований в сфере ПОД/ФТ,
    к иных кредитным организациям и их должностным лицам применены меры административного воздействия);
  • в надзорные органы направлено более 200 риск-ориентировок как в отношении наличия рисков в поднадзорных им секторах, так и в отношении   отдельных субъектов;
  • в рамках реализации задач по повышению уровня участия субъектов в антиотмывочной системе в 2017 году проведен комплекс мероприятий с Минфином России, Федеральным казначейством, Минюстом России и ФНС России (обеспечено методическое сопровождение
    и информирование с ФНС России о работе организаций игорного сектора субъектов по линии ПОД/Ф, проведены совместные мероприятиями
    с представителями игорной индустрии, включая их профессиональные объединения, в целях повышения качества систем внутреннего контроля субъектов);
  • проведены мероприятия с Минюстом России, Федеральной нотариальной палаты и Федеральной палаты адвокатов по вопросам совершенствования организации работы по соблюдению нотариусами
    и адвокатами требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.

– контроль за полнотой и своевременностью уплаты административных штрафов, ведение учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

– взаимодействие с органами власти субъектов Российской Федерации иные функции, предусмотренные должностными регламентами.

Кроме того, сотрудники надзорных подразделений территориальных органов Росфиномниторинга выступают представителями в арбитражных судах, судах общей юрисдикции по вопросам обжалования административных штрафов, совершают от имени территориальных органов все процессуальные действия, предоставленные законом истцу, ответчику, третьему лицу, заявителю и заинтересованному лицу; участвуют в судебных заседаниях
и готовят отзывы по рассматриваемым делам при привлечении Росфинмониторинга в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, по применению банками заградительных мер (отказы в обслуживании, в проведении операций клиентов) и снятии денежных средств со счетов юридических лиц по судебным решениям.

Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

Эксперты и представители экспертных организаций для проведения мероприятий по контролю не привлекались.

Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

В 2017 году система планирования проведения проверок организаций была выстроена на основе риск-ориентированного подхода – метода организации и осуществления контроля в сфере ПОД/ФТ, при котором выбор интенсивности (формы, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей к определенному уровню риска (классификация объектов контроля с учетом степени тяжести, частоты возникновения и возможных негативных последствий для охраняемых законом ценностей в результате несоблюдения обязательных требований).

Росфинмониторинг осуществляет дистанционный мониторинг-контроль за исполнением обязательных требований поднадзорными субъектами, анализ исполнения указанных требований.

Система государственного контроля в сфере ПОД/ФТ направлена в первую очередь на профилактику и предупреждение нарушений, на изменение поведенческой модели организаций, их должностных лиц, на повышение правосознания и правовой культуры руководителей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований в сфере ПОД/ФТ и определение способов устранения или снижения рисков их возникновения.

В рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. № 559-р, Росфинмониторинг осуществлял комплекс профилактических мероприятий, направленный на соблюдение проверяемыми лицами обязательных требований, при этом проверки проводились исключительно в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих высокие риски неисполнения законодательства о ПОД/ФТ.

В отчетном периоде Росфинмониторингом была запланирована 451 проверка в целях осуществления контроля за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ (на 15% меньше, чем в 2016 году), проведено – 443, внеплановых проверок не было.

В 2017 году планы проверок выполнены на 98% в связи с невозможностью провести проверки ввиду:

– отсутствия организации по месту нахождения, заявленному при государственной регистрации;

– ликвидацией индивидуальных предпринимателей на момент проведения проверки.

Также по 1 проверке в 4 квартале 2017 года сроки проведения продлены на 2018 год[2] в соответствии с пунктом 20  Административного регламента.

В 1-м полугодии проведено 199 проверок, во 2-м полугодии – 252;58% от общего количества проведенных проверок составили выездные, 42% – камеральные (107 и 78, соответственно). Во 2-м полугодии доля камеральных проверок увеличилась и составила 53 %.

Контрольными мероприятиями охвачены все поднадзорные сектора. Количество проверок в 2017 году снизилось по сравнению с 2016 годом за счет проведения профилактических мероприятий и исправления субъектами нарушений обязательных требований по результатам доведенной до них оценки законопослушности через Личный кабинет с указанием конкретных замечаний и нарушений.

В деятельности 96% (431) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в ходе проведения проверок выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ, в 96% из них (423) – возбуждены дела
об административных правонарушениях, а в 94% – наложены административные наказания. Всего в результате проверок выявлено 752 правонарушения.

Как уже отмечалось в Разделе 3, эксперты и представители экспертных организаций для проведения мероприятий по контролю не привлекались.

 

Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

 

Сведения о принятых мерах реагирования по фактам выявленных нарушений

По итогам рассмотрения дел об административных правонарушениях
в сфере ПОД/ФТ в отчетном периоде по итогам плановых проверок (в том числе проведенных в 2016 году[3]), наложено 799 административных наказаний (1-е полугодие 2017 г. – 351; 2-е полугодие 2017 г. – 448):

– вынесено 263 постановления о назначении административного наказания в виде штрафа (1-е полугодие 2017 г. – 101; 2-е полугодие 2017 г. – 162);

– вынесено 513 предупреждений (1-е полугодие 2017 г. – 236;
2-е полугодие 2017 г. – 277);

– в соответствии со статьей 15.27 КоАП РФ привлечены
к административной ответственности в виде штрафа 132 должностных лица, 13 индивидуальный предприниматель и 108 юридических лиц, из них за 1-е полугодие 2017 г. – 53 должностных лица, 10 индивидуальных предпринимателей и 38 юридических лиц; за 2-е полугодие – 79, 3 и 70, соответственно;

– в отношении 17 организаций, уклоняющихся от государственного контроля, на основании материалов территориальных органов Росфинмониторинга судами вынесены решения об административном приостановлении деятельности (1-е полугодие 2017 г. – 10; 2-е полугодие 2016 г. – 7);

– к 6 должностным лицам судами применена мера административного наказания в виде дисквалификации (1-е полугодие 2016 г. – 4; 2-е полугодие 2016 г. – 2).

Кроме того, по 587 материалам дел, поступившим в Росфинмониторинг от органов прокуратуры по проведенным ими проверкам, вынесено 534 постановлений о назначении административного наказания, в том числе, 58 – в виде административного штрафа, 476 – в виде предупреждения; наложено штрафов на сумму 1,7 млн рублей.

В отношении лиц, не уплативших административный штраф в установленный законодательством Российской Федерации срок, составлено и направлено в суды 40 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Сведения о способах проведения и масштабах методической работы с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки

Методическая работа Росфинмониторинга проводится на нескольких площадках и сфокусирована на разъяснении требований законодательства, подготовке информационных писем на основе анализа правоприменительной практики, а также формировании единообразного понимания рисков в сфере ОД/ФТ как у надзорных органов, так и у частного сектора.

В 2017 году проведены следующие мероприятия:

  1. Работа в составе Консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и в рамках Совета комплаенс.
  2. Проведение на регулярной основе рабочих встреч, семинаров
    с представителями частного сектора, разъяснение вопросов, связанных                   с соблюдением требований законодательства о ПОД/ФТ (в том числе в режиме «горячая линия»).
  3. Проведение разъяснительной работы непосредственно в ходе проверок в целях принятия поднадзорными субъектами мер по устранению нарушений. Предоставление проверяющими предметных разъяснений показали свою эффективность в обеспечении соблюдения обязательных требований (оперативное принятие проверяемыми субъектами мер по исправлению ситуации и недопущению ее в дальнейшем).
  4. Размещение на официальном сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет», а также в Личных кабинетах организаций и индивидуальных предпринимателей:

– информационных писем;

– порядка судебного и административного обжалования   нормативных   правовых актов, решений, действий (бездействия) Росфинмониторинга, его территориальных органов и их должностных лиц;

– результатов контроля качества и сроков представления сообщений непосредственно поднадзорным субъектом (только в личных кабинетах);

– обзора правоприменительной практики (на ежеквартальной основе).

  1. Внедрение системы электронных сервисов для поднадзорных субъектов. Основным механизмом коммуникаций и адресного взаимодействия в целях профилактики нарушений с подконтрольными субъектами стал Личный кабинет – информационный ресурс, который размещен на сайте Росфинмониторинга в сети «Интернет». Разработан и внедрен новый алгоритм оценки субъектов с использованием интерфейса Личного кабинета – доведение до субъектов риск – оценки законопослушности с указанием конкретных замечаний и нарушений. Субъектам предоставлена возможность устранить замечания в онлайн режиме и тем самым исполнить все требования законодательства. Взаимодействия
    с поднадзорными субъектами через Личный кабинет позволило повысить уровень законопослушности подконтрольных субъектов в сфере ПОД/ФТ без проведения контрольных мероприятий и снизить количество проверок на 16%. Доля субъектов, оценивающих риск своей деятельности в Личном кабинете, увеличилась на 20%. 
  2. Значительная роль отводилась совершенствованию форм обучения, организатором и методистом которых выступает Международный учебно-методический центр финансового мониторинга.
  3. Регулярное обновление в сети "Интернет" информации
    о нормативных правовых актах, исполнение которых необходимо в рамках требований законодательства о ПОД/ФТ, включая перечень вопросов, подлежащих проверке, типовых нарушениях, допускаемых при разработке правил внутреннего контроля и выявляемых при проведении проверок.
  4. Для подконтрольных субъектов в центральном аппарате Росфинмониторинга и его территориальных органах проводились  публичные мероприятия с обсуждением правоприменительной практики.
  5. Одной из наиболее эффективных форм коммуникаций с частным сектором является Совет комплаенс – консультативный орган при Межведомственной комиссии по ПОД/ФТ. Совет комплаенс объединяет представителей крупнейших финансовых институтов и, так называемых, установленных нефинансовых предприятий и профессий (УНФПП) с целью обмена информацией о новых рисках, выработке критериев о подозрительных операциях, повышении качества сведений о подозрительных операциях. Такого рода адресное взаимодействие с организациями позволяет положительно влиять на качество информационного потока, а также эффективно анализировать результаты проводимой работы
    и совершенствовать законодательство о ПОД/ФТ.

Профилактическая работа, проводимая в 2017 году, способствовала повышению уровня знаний и правовой грамотности поднадзорных субъектов и привела к увеличению уровня законопослушности на 5%.

Сведения об оспаривании в суде юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю

В 2017 году поднадзорными субъектами обжаловано 47 постановлений о назначении административных наказаний, вынесенных должностными лицами территориальных органов Росфинмониторинга (на 40% меньше, чем в 2016 году).

При назначении штрафных санкций территориальные органы Росфинмониторинга руководствуются характером совершенного правонарушения, его обстоятельствами и принципом соразмерности назначаемого наказания в целях предупреждения новых правонарушений.

В большинстве случаев целью обжалований является снижение суммы административных штрафов, отмена постановления или замена штрафа на предупреждение.

Основными доводами обжалования постановлений об административных правонарушениях в анализируемом периоде стали следующие:

– заявитель не согласен с назначенным наказанием в виде административного штрафа (цель обжалования – снижение суммы штрафа или его замена на предупреждение);

– заявитель не согласен с составом правонарушения;

– заявитель считает, что административным органом допущены процессуальные нарушения (ненадлежащее уведомление о совершении процессуальных действий в рамках производства по делу об АП).

По результатам рассмотрения жалоб судебными органами оставлено в силе 57% постановлений по делам об АП (47% в 2016 году), отменено 13% постановлений (6% в 2016 году), в 30% случаев административный штраф заменен на предупреждение или назначен в размере ниже низшего предела                (45% в 2016 году) в соответствии с нормами, предусмотренными КоАП РФ.

Основаниями для удовлетворения (частичного удовлетворения) судебными органами обращений заявителей в основном являлись:

– принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений;

– признание правонарушений малозначительными и освобождение лиц, совершивших административное правонарушение, от административной ответственности (статья 2.9 КоАП РФ).

Также следует отметить, что суды при замене штрафов
на предупреждения в некоторых случаях руководствовались следующим:

– применение административного наказания в виде предупреждения
не противоречит принципам справедливости наказания и его соразмерности;

– принятие заявителями к моменту рассмотрения дел в суде действенных мер, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений.

 

Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

Контрольная деятельность Росфинмониторинга была направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных настоящим Федеральным законом № 115-ФЗ и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В результате проведения проверок решались несколько задач, наиболее важные из которых:

– выявление и пресечение нарушений законодательства о ПОД/ФТ;

– предупреждение правонарушений.

В целом по результатам осуществления Росфинмониторингом государственного контроля (проверок, дистанционного мониторинг-контроля (в том числе осуществления обратной связи с подконтрольными субъектами посредством Личного кабинета с целью добровольного устранения нарушений), профилактических мероприятий) более 10% поднадзорных субъектов перешли в категорию законопослушных. 

 

 

2016

2017

в т.ч.

I п/г 2017

II п/г 2017

Общее количество проведенных проверок,

528

443

185

258

в т.ч. количество внеплановых проверок

1

0

0

0

Общее количество документарных проверок

186

213

78

135

Общее количество выездных проверок

342

230

107

123

Общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

 

В 2017 году продолжилась работа по дальнейшему развитию риск-ориентированного подхода с использованием автоматизированной системы дистанционного мониторинга (АСДМ). Проверочная деятельность осуществляется с учетом уровня риска, что способствует снижению административной нагрузки на подконтрольные субъекты (количество проверок за отчетный период снизилось на 16%).

Основной акцент в контрольной деятельности делается на развитие механизмов профилактики правонарушений. Приказом Росфинмониторинга от 28.02.2017 № 66 утверждена Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

Выполнение плана проведения проверок (доля проведенных плановых проверок
в процентах общего количества запланированных проверок)

 

2016

2017

в т.ч.

I п/г 2017

II п/г 2017

Общее количество проведенных плановых проверок

527

443

185

258

Общее количество запланированных проверок

535

451

199

252

Выполнение плана проведения проверок, %

98,5%

98,2%

-

-

Отклонение показателя выполнения плана проверок от значения прошлого года, %

- 0,5%

- 0,3%

-

-

 

План проверок выполнен на 98,2 % проверок (несколько организаций ликвидированы к моменту проведения проверки или не найдены, 1 проверка продлена на 2018 год).

Доля заявлений, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых выездных проверок, в согласовании которых было отказано (в процентах общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений)

Внеплановые проверки в 2017 году не проводились. Обязанность направления проектов ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры и заявления на проведения внеплановой выездной проверки  регламентирована статьями 9 и 10 Федерального закона № 294-ФЗ, которые регулируют вопросы организации и проведения плановой и внеплановой проверки. В свою очередь, часть 3 статьи 1 Федерального закона № 294-ФЗ содержит прямую норму, согласно которой порядок организации и проведения проверок, установленный Федеральным законом № 294-ФЗ, не применяется при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ.

Доля проверок, результаты которых признаны недействительными (в процентах общего числа проведенных проверок), и проведенных с нарушением порядка их проведения

В 2017 году по результатам 1 проверки, проведенной в 2016 году, по решению суда постановление о назначении административного отменено по процессуальным основаниям (отсутствие должного уведомления). Проверки, проведенные с нарушениями требований законодательства Российской Федерации о порядке их проведения, по результатам которых к должностным лицам применены меры дисциплинарного, административного наказания, отсутствуют.

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Росфинмониторингом были проведены проверки (в процентах общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Росфинмониторинге)

Субъектами контроля со стороны Росфинмониторинга являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. 

По состоянию на 01.01.2017 на учете в Росфинмониторинге состояло    16 435 организаций и индивидуальных предпринимателей, при этом в течение 2017 года снято с учета 2 219 субъектов Федерального закона № 115 - ФЗ организаций и индивидуальных предпринимателей, поставлено на учет – 1 464.

 

2016

2017

 
 

Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Росфинмониторинге (по состоянию на конец года)

16 466

16 435

 

Общее количество проведенных проверок

528

443

 

Доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Росфинмониторингом были проведены проверки, %

 

3,2%

 

2,7%

 

Непосредственно проверками на основе применяемого в Росфинмониторинге риск-ориентированного подхода были охвачены организации и индивидуальные предприниматели, не исполняющие обязательные требования законодательства о ПОД/ФТ и которые в результате проведения профилактических мероприятий не устранили нарушения.

Значительная часть указанных организаций имела риски вовлеченности в проведение сомнительных операций (высокие риски обналичивания денежных средств и финансирования терроризма).

В течение 2017 года в отношении одного юридического лица
и индивидуального предпринимателя проводилось исключительно по
1 проверке (повторных проверок в течение года в отношении одних и тех же юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не проводилось).

Внеплановые проверки в 2017 году не проводились.

 

Доля проведенных внеплановых проверок (в процентах общего количества проведенных проверок)

 

2016

2017

в т.ч.

I п/г 2017

II п/г 2017

Общее количество проведенных внеплановых проверок

1

0

0

0

Общее количество проведенных проверок

597

443

185

258

Доля проведенных внеплановых проверок, %

0,2%

0%

0%

0%

Доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения (в процентах
от общего числа проведенных плановых проверок)

 

 

2016

2017

в т.ч.

I п/г 2017

II п/г 2017

Общее количество проверок, по итогам которых выявлены нарушения

502

431

180

251

Общее количество проведенных проверок

528

443

185

258

Доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения %

95,1%

97,3%

97,3%

97,3%

Отклонение показателя от предыдущего значения, %

 

+ 2,2%

-

-

 

Нарушения выявлены более чем в 97% проведенных проверок. Высокая доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения, объясняется применением риск-ориентированного подхода, который предполагает приоритетные мероприятия по контролю посредством проверок в отношении исключительно вовлеченных в проведение сомнительных операций и нарушающих обязательные требования.

Дела об административных правонарушениях возбуждены в 98,1% проверок, в которых были выявлены нарушения.

 

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных нарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, по итогам которых были выявлены нарушения)

 

2016

2017

в т.ч.

I п/г 2017

II п/г 2017

Общее количество проведенных проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях

498

423

173

250

Общее количество проверок, по итогам которых были выявлены правонарушения

502

431

180

251

Доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях, %

99,2%

98,1%

96,1%

99,6%

Отклонение доли проверок, в которых возбуждены дела об АП, показателя от предыдущего года, %

0,4%

-1,1%

-

-

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания (в процентах общего числа проверок, по итогам которых по результатам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях)

 

 

2016

2017

в т.ч.

I п/г 2017

II п/г 2017

Общее количество проведенных проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания

460

403

154

249

Общее количество проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях

498

423

173

250

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания, %

92,4%

95,3%

89,0%

99,6%

Отклонение показателя от предыдущего значения, %

5,0%

2,9%

   

 

Рассмотрение дел об административном правонарушении и наложение административного наказания по 20 проверкам, проведенным в 2017 году, было уже в 2018 году в соответствии со сроками рассмотрения дела об административном правонарушении, установленными статьей 29.6 КоАП РФ[4].

В деятельности 24% юридических лиц, индивидуальных предпринимателей выявлены нарушения обязательных требований, представляющие угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, безопасности государства.

Предписания в 2017 году не выносились.

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах)

 

 

2016

2017

в т.ч.

I п/г 2017

II п/г 2017

Сумма взысканных административных штрафов, тыс.руб.

15748

11284

3864

7420

Сумма наложенных административных штрафов, тыс.руб.

28600

14268

5414

8854

Отношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов, %

55,1%

79,1%

71,4%

83,8%

 

В 2017 году произошло увеличение доли взысканных штрафов по сравнению с 2016 годом. Около 78% наложенных в 2017 году штрафов
по ст. 15.27 КоАП поступили в бюджет в 2017 году, и еще более 10% (2,2 млн руб.) поступили в 2018 году (срок оплаты наступил и/или истекал в 2018 году).  

С учетом штрафов, наложенных по проверкам 2016 года, сумма взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных составляет 79,1%.

Средний размер наложенного административного штрафа (тыс. руб.)

 

 

2016

2017

в т.ч.

I п/г 2017

II п/г 2017

Сумма наложенных административных штрафов, тыс.руб., всего, в том числе:

28 600

14 268

5 414

8 854

на должностное лицо

3 115

2 534

1 030

1 504

на юридическое лицо

23 700

8 879

3 289

5 015

Общее количество административных штрафов, наложенных по итогам проверок, всего, в том числе:

354

263

101

162

на должностное лицо

174

132

53

79

на юридическое лицо

159

108

38

70

Средний размер наложенного административного штрафа, тыс. руб., всего, в том числе:

81

54

53,6

54,7

на должностное лицо

17,9

19

19,4

19

на юридическое лицо

149

82,8

86,6

71,6

 

В 2017 году средний размер наложенного штрафа снизился по сравнению с 2016 годом на 33%: средний размер наложенного штрафа на должностное лицо практически не изменился, на юридическое лицо уменьшился на 44%.

Данное снижение обусловлено следующим. Действующим законодательством за воспрепятствование проведению Росфинмониторингом проверки предусмотрена для юридических лиц ответственность в виде административного штрафа (от 700 тыс. руб. до 1 млн руб.) или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ), которая применяется исключительно судами.

В 2016 году сложилась практика применения судами административного наказания по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 700 тыс. до 800 тыс. руб. на юридических лиц, как менее тяжкого наказания, вместо административного приостановления деятельности. Назначенные судами санкции в виде штрафа в последующем не уплачивались, организации как правило прекращали деятельность (исключались налоговыми органами из ЕГРЮЛ) или ликвидировались.

Результатом взаимодействия с судами (разъяснениями необходимости применения административного наказания в виде приостановления деятельности с одновременным приостановлением операций по счетам) стало отсутствие штрафов по ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ в 2017 году, что, соответственно, привело к снижению среднего размера наложенного штрафа на юридическое лицо по сравнению с 2016 годом.

 

Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

Государственный контроль в сфере ПОД/ФТ осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Законодательная база и институциональная структура надзорной деятельности в ПОД/ФТ в Российской Федерации основаны на международных стандартах, утвержденных Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Росфинмониторингом применяется концепция риск-ориентированного подхода, в том числе при планировании и непосредственном осуществлении контрольных мероприятий. Указанная концепция предусматривает повышенное внимание к организациям и индивидуальным предпринимателям, имеющим высокие риски нарушения положений Федерального закона № 115-ФЗ.

В отношении субъектов с низким уровнем риска делается акцент на проведение мероприятий по профилактике нарушений.

Применение риск-ориентированного подхода позволило снизить количество проверок, и соответственно, нагрузку на бизнес, а в 100% проведенных проверок выявлены нарушения законодательства о ПОД/ФТ.

Росфинмониторинг внедряет показатели эффективности надзорной деятельности, основываясь на подходах и стандартах ФАТФ.

Основными показателями оценки эффективности являются:

– повышение уровня законопослушности организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами Федерального закона № 115-ФЗ;

– снижение количества нарушений обязательных требований;

– снижение количества организаций, вовлеченных в проведение сомнительных операций;

– снижение доли подконтрольных субъектов, повторно совершивших нарушения, в общем количестве подконтрольных субъектов,
в которых выявлены нарушения обязательных требований.

Предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля в сфере ПОД/ФТ и повышению эффективности такого контроля

– повышение уровня законопослушности субъектов Федерального закона № 115-ФЗ с использованием механизма дистанционного контроля;

– расширение функционала Личного кабинета, как механизма коммуникаций с поднадзорными субъектами;

– разработка проекта федерального закона, предусматривающего возможность временного внесудебного приостановления операций с использованием банковских счетов и электронных средств платежа при наличии информации об их использовании в целях противоправной деятельности.

[1] В соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 1- контроль приказа Росстата от 21 декабря 2011 г. № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» (далее – Указания)

 

[2] Проверка завершена в 2018 году

[3] С учетом сроков привлечения к административной ответственности, установленных КоАП РФ

[4] Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов (в  случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен)