Цвет сайта:

Россия получила высокую оценку соответствия национальной «антиотмывочной» системы международным стандартам ФАТФ

В ходе Пленарной недели Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) делегация Российской Федерации во главе с директором Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчиным продемонстрировала значительные достижения национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Также в представлении Отчета о взаимной оценке приняли участие сотрудники финансовой разведки России, представители Банка России, Администрации Президента РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Следственного комитета РФ, Федеральной налоговой службы РФ.

Отчет Российской Федерации представил директор Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчин, который отметил, что подготовка подобного документа – это огромная работа:

«Я хотел бы выразить искреннюю признательность за профессионализм команде оценщиков и представителям Секретариата ФАТФ во главе с г-ном Т.Ниланом».

Ю.А. Чиханчин заявил, что Россия всегда была привержена соблюдению международных стандартов ФАТФ:

«Борьба с отмыванием доходов, финансированием терроризма и оружия массового уничтожения является приоритетом государственной политики нашей страны на самом высоком политическом уровне, в чем команда оценщиков могла убедиться и в ходе выездной миссии. Мы считаем, что эксперты хорошо разобрались в особенностях российской системы ПОД/ФТ, и Отчет содержит в целом объективную оценку имеющейся ситуации. Мы за это очень благодарны и уже приступили к устранению выявленных недочетов».

В ходе дискуссии были обсуждены некоторые спорные положения, которые, в целом, не повлияли на итог оценки. Суммарно по рейтингам Российская Федерация заняла 5-е место по эффективности национальной «антиотмывочной» системы в мире. Россия поставлена на процедуру стандартного мониторинга,  предусматривающую представление регулярных отчётов. 

Полный текст Отчета о взаимной оценке Российской Федерации будет опубликован ФАТФ после стандартных процедур оценки документа на качество и соответствие.

Следующий отчет об эффективности российской системы ПОД/ФТ будет представлен в феврале 2023 года.

По итогу защиты Ю.А. Чиханчин заявил:

«В рамках работы над Отчетом мы еще раз убедились в важности независимой, экспертной и неполитизированной оценки национальной «антиотмывочной» системы, и именно такой подход обеспечивают процедуры, имеющиеся в ФАТФ». 

 

Справка:

Методология оценки системы ПОД/ФТ утверждена ФАТФ в 2013 году и предполагает рассмотрение двух взаимодополняющих компонентов: технического соответствия и эффективности.

Техническое соответствие – это выполнение требований 40 Рекомендаций ФАТФ, а эффективность – это способность участников «антиотмывочной» системы достигать непосредственные результаты (НР) по ликвидации рисков ОД/ФТ.

В Отчете о взаимной оценке Российской Федерации представлен обзор действующих мер по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в Российской Федерации на дату проведения выездной миссии (состоявшейся в период с 11 по 29 марта 2019 года). В нем содержится анализ уровня соответствия 40 Рекомендациям ФАТФ, а также уровня эффективности российской системы ПОД/ФТ. В Отчете также представлены рекомендации по совершенствованию этой системы.

Основные выводы

1. Росфинмониторинг является основным элементом функционирования российского режима ПОД/ФТ, поскольку он отвечает за руководство и координацию выработки и реализации политики и осуществления оперативной деятельности в области противодействия ОД/ФТ. Эта работа получает активную поддержку, в том числе на законодательном уровне, поскольку российское правительство уделяет наиболее приоритетное внимание вопросам ПОД/ФТ. Взаимодействие и сотрудничество на национальном уровне являются одной из сильных сторон российской системы ПОД/ФТ.

2. Российские власти имеют глубокое понимание существующих в стране рисков ОД и ФТ, которые изложены в отчетах о национальных оценках рисков отмывания денег и финансирования терроризма от 2018 года и были доведены до сведения группы экспертов-оценщиков. Риски ОД и ФТ хорошо определены и поняты. Финансовые учреждения хорошо понимают эти риски, однако, степень их понимания другими подотчетными субъектами различается.

3. В распоряжении Росфинмониторинга имеется огромный объем данных, включая большое количество сообщений. Росфинмониторинг использует современные технологии и высокий уровень автоматизации процессов для определения приоритетности, инициирования и содействия в расследованиях дел, осуществляемых правоохранительными органами. Правоохранительные органы регулярно и эффективно получают и используют эти оперативные финансовые данные в целях расследования случаев отмывания денег, финансирования терроризма и предикатных преступлений, а также для отслеживания преступных доходов. Прокуроры дополнительно обеспечивает использование оперативных финансовых данных в процессе разработки дел, поскольку они систематически анализируют расследования для проверки того, что правоохранительные органы отрабатывают все возможные финансовые элементы в ходе расследований.

4. В России расследования деятельности, связанной с отмыванием денег, частично соответствуют характеру существующих в стране рисков. Правоохранительные органы регулярно проводят финансовые расследования параллельно с проведением расследований предикатных преступлений. Большинство расследований случаев отмывания денег касается приобретения или сбыта имущества, добытого преступным путем, и поэтому большинство дел связаны с менее тяжкими преступлениями. В России часто расследуются случаи самоотмывания, в отличие от случаев отмывания денег через третьих лиц, которые выявляются и расследуются в меньшей степени. Также имеют место случаи расследования сложных дел, связанных с ОД, однако, у правоохранительных органов могут иметься дополнительные возможности для выявления и расследования изощрённых и/или более масштабных схем отмывания денег, особенно в финансовом секторе, связанных с выводом незаконных доходов, особенно касающихся в широком плане коррупции. Наказания, накладываемые на физических лиц за отмывание денег, являются умеренно эффективными. Хотя юридические лица не подлежат уголовному преследованию в России, российские власти не продемонстрировали применение административных наказаний в отношении юридических лиц. Альтернативные меры являются существенной составной частью набора средств и инструментов, имеющихся в России для борьбы с финансовыми преступлениями и преступлениями, касающимися использования фиктивных компаний, которые потенциально связаны с отмыванием денег.

5. Для борьбы с финансированием терроризма в России существует надежная правовая база, которая в значительной степени соответствует международным стандартам. В среднем, в России ежегодно осуществляется 52 судебных преследований за финансирование терроризма. С 2013 года в России было осуждено более 300 человек за ФТ, большинство из которых были приговорены к лишению свободы на сроки от 3 до 8 лет. Российские власти наглядно демонстрируют, что они лишают террористов, террористические организации и лиц, занимающихся финансированием терроризма, активов и средств совершения преступлений с помощью различных подходов, в частности, посредством включения в списки террористов, административного замораживания, судебных постановлений и конфискации. Несмотря на то, что общая сумма конфискованных активов и средств совершения преступлений является относительно низкой, она соответствует характеру рисков, существующих в России.

6. В целом, в России имеется хорошая система для применения адресных финансовых санкций за финансирование терроризма и распространения ОМУ, но в некоторых сферах имеются недоработки и недостатки. Это касается, в том числе, недостатков в безотлагательном применении адресных финансовых санкций и отсутствия в законодательстве четких подлежащих обязательному выполнению требований, распространяющихся на всех физических и юридических лиц (помимо подотчетных субъектов).

7. Наблюдается широко распространенная и сохраняющаяся тенденция неисполнения обязательств, касающихся применения предупредительных мер в целях ПОД/ФТ. Несмотря на то, что количество нарушений снизилось в последние годы, пороговые суммы для направления сообщений о подозрительных операциях являются низкими, а автоматизация процесса приводит к направлению очень большого количества сообщений. Хотя эти сообщения используются подразделением финансовой разведки для анализа данных, в них не содержится подробных сведений, либо информации, указывающей на серьезные подозрения или операции, требующие срочного внимания. Увеличение числа направляемых СПО может привести к росту количества случаев прекращения деловых отношений и отказов в осуществлении операций в связи с озабоченностью по поводу ОД/ФТ. На момент проведения выездной миссии в России отсутствовала возможность обмениваться информацией внутри финансовых групп.

8. Начиная с 2013 года, Банк России использует некоторые элементы риск-ориентированного подхода в своей надзорной деятельности и в последние годы усовершенствовал риск-ориентированный подход в надзорной сфере. В 2013 году были ужесточены требования к лицензированию финансовых учреждений, которые в настоящее время позволяют в значительной степени снизить риск того, что преступники смогут стать владельцами или получить контроль над финансовыми учреждениями. Однако в основе надзорной деятельность лежат, главным образом, пруденциальные факторы, и Банк России в чрезмерной мере полагается на дистанционный (камеральный) контроль. Несмотря на отзыв ряда лицензий, применяемые наказания не во всех случаях являются эффективными или сдерживающими, а суммы налагаемых денежных штрафов являются небольшими.

9. В России была усовершенствована законодательная база и оперативный подход в целях повышения прозрачности юридических лиц, что затрудняет возможность незаконного использования юридических лиц, создаваемых в России. Требования о регистрации были ужесточены, а в отношении юридических лиц проводится регулярный анализ, и они исключаются из реестра за предоставление неточной информации или за отсутствие реальной коммерческой деятельности. Юридические лица хранят информацию о своих бенефициарных владельцах, и компетентные органы эффективно осуществляют надзор за соблюдением этого требования. Финансовые учреждения и УНФПП также собирают информацию о бенефициарных владельцах своих клиентов, но возможности по проверке этой информации являются довольно ограниченными.