История Росфинмониторинга

Историей мировой борьбы с «грязными» доходами принято считать 1989 год, когда в Париже «Большой семеркой» было принято решение о создании Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Именно эта организация подготовила, внедрила и регулярно совершенствует комплекс единых стандартов для всех национальных систем противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). В центре этой системы – подразделение финансовой разведки.

В нашей стране процесс осознания важности проблемы легализации преступных доходов и необходимости создания мощных рычагов противодействия дельцам, использующим банковскую систему в криминальных целях, подрывающих национальную экономику, занял около 10 лет.

Элементы национальной «антиотмывочной» системы начали формироваться, начиная с 1990 года, когда Верховный совет СССР ратифицировал Венскую конвенцию ООН по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, впервые заложившую правовые основы международной системы борьбы с отмыванием «грязных» денег.

В 1997 году вступил в силу новый Уголовный кодекс Российской Федерации. Впервые в истории российского законодательства в нем появилась статья, предусматривающая ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств (ст. 174).

В сентябре того же года Россия приняла участие в работе Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег МАНИВЭЛ. С момента создания этого Комитета России всегда принимала активное участие в его работе. В мае 1999 года Россия подписала Страсбургскую конвенцию Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года, которая была ратифицирована в мае 2000 года.

В середине 1999 года при МВД России создается Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Компетенция этой структуры позволяет говорить о ней, как о предшественнике финансовой разведки России. Но в полной мере он все же ею не был, так как не отвечал главному международному требованию, предъявляемому к подразделениям финансовой разведки (ПФР), - не был центральным национальным органом, наделенным полномочиями и достаточной степенью автономности.

Межведомственный центр не мог адекватно выполнять свои функции и в силу отсутствия системы обязательного представления финансовыми организациями информации о подозрительных операциях, что, в свою очередь, было обусловлено отсутствием закона о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов.

«Черный список»

В мае – июне 2000 года в России работали эксперты Совета Европы и FATF и пришли к неутешительным выводам: в России отсутствует система противодействия отмыванию денег.

Эксперты указали не несоответствие России большинству международных стандартов в отсутствие ключевых компонентов «антиотмывочной» системы: комплексных требований по идентификации клиентов; системы представления сообщений о подозрительных операциях; функционирующего подразделения финансовой разведки, обеспеченного необходимыми ресурсами; эффективных и оперативных механизмов оказания помощи в международных расследованиях.

15 июля 2000 года FATF опубликовала список из 15 стран, не сотрудничающих с международным сообществом в борьбе с легализацией преступных доходов. В «черный список» включили и Россию.

В октябре 2000 года, в затем в январе 2001, Европейский союз пригрозил с июня 2001 года применить к странам из «черного списка», в том числе, и к России, финансово-экономические санкции, вплоть до замораживания зарубежных счетов компаний, если эти государства не выполнят рекомендации FATF. К январю 2001 года 12 из 15 стран из «списка» внесли необходимые изменения в национальное законодательство. России в их числе не было.

России чудом удалось избежать последствий включения в «черный список».

Главный закон

Первая редакция закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» была принята Госдумой в октябре 1998 года, но не получила одобрения со стороны Совета Федерации. Доработанный согласительной комиссией законопроект в июне 1999 года был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но Президент РФ Б.Н. Ельцин отклонил его.

Новое руководство страны в лице Президента России Владимира Владимировича Путина проявило твердую политическую волю по выводу страны из сложившейся ситуации. 12 июля 2000 года В.В. Путин поручил доработать законопроект.

Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» прошел окончательное чтение и принят депутатами Государственной Думы 13 июля 2001 года. 20 июля 2001 года закон получил одобрение в Совете Федерации.

7 августа 2001 года легендарный 115-ФЗ подписал Президент Российской Федерации.

Одновременно был принят Федеральный закон № 121-ФЗ, предусматривающий внесение необходимых изменений и дополнений в законодательные акты России, включая Уголовный кодекс РФ, Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и Федеральные закон «О банках и банковской деятельности».

Таким образом появились необходимые предпосылки и правовая основа для создания полноценного российского подразделения финансовой разведки.

1 ноября 2001 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем». Согласно Указу, Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Установлено, что Комитет подотчетен Министерству финансов Российской Федерации.

 

 

2002 год

На 1 февраля 2002 года были созданы все необходимые на тот момент правовые, организационные и технические предпосылки для начала функционирования финансовой разведки России. Уже 1 февраля 2002 г. КФМ России получил первое сообщение от кредитной организации.

Одна из кредитных организаций Калининграда сообщила в финансовую разведку о том, что совершена финансовая операция на сумму 613 тысяч рублей о переводе денежных средств в Объединенные Арабские Эмираты. Код операции 6001, то есть направлена в порядке внутреннего контроля.

16 апреля 2002 года в Екатеринбурге по материалам КФМ России было возбуждено первое уголовное дело по признакам ст. 174 УК РФ (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем). В одном из уральских банков с 14 декабря 2001 года по 28 февраля 2002 года совершались финансовые операции, имеющие признаки легализации денежных средств, полученных преступным путем. Старший уполномоченный УБЭП криминальной милиции ГУВД Свердловской области вынес постановление о возбуждении уголовного дела.

Уже в конце мая КФМ выявил 50 случаев явного отмывания через российские банки. Эту информацию на съезде Ассоциации региональных банков России 29 мая 2002 года озвучил первый заместитель министра финансов РФ, глава Комитета РФ по финансовому мониторингу Виктор Алексеевич Зубков. Тогда же он сообщил, что в июне в Монако на заседании Группы Эгмонт КФМ России должен стать 59-м ПФР, принятым в состав Группы. 

Уже в апреле российская финансовая разведка заручилась поддержкой подразделений финансовой разведки США, Словакии, Люксембурга, Бельгии, Лихтенштейна и Франции.

4 июня 2002 г. КФМ России принят в члены объединения финансовых разведок мира - Группу Эгмонт. Служба получила право вести активный обмен информацией, заключать двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве, объединять усилия в противодействии отмыванию преступных капиталов.

В сентябре 2002 года в рамках процедур по рассмотрению положения в странах из «черного списка» миссия экспертов FATF посетила Россию. Экспертов интересовало российское законодательство о противодействии легализации преступных доходов и реализация законов на практике. Миссия побывала в нескольких городах России. В одном из далеких от столицы банков представитель миссии попросил показать, как работает связь: при нем направили в Москву сведения о финансовой операции, и тут же член миссии связался со своим коллегой, и убедился, что информация уже получена. Это было важным доказательством того, что закон уже работает.

В октябре 2002 года Россия исключена из «списка несотрудничающих стран и территорий» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). Это стало отправной точкой в признании нашей страны членами FATF.

В этот же период государственная стратегия противодействия терроризму в Российской Федерации претерпела существенные изменения. Реальность и международные масштабы террористической угрозы заставили задуматься об источниках финансирования терроризма. В июле 2002 года Россия ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма. 

Федеральным законом от 30 октября 2002 года № 131-ФЗ в Федеральный закон № 115-ФЗ внесены изменения и дополнения, направленные на использование его механизмов в борьбе с финансированием терроризма. Соответственно в компетенцию финансовой разведки вошло противодействие финансированию терроризма. 

В июле 2002 года Уголовный кодекс РФ был дополнен новой статьей (205.1), предусматривающей ответственность за вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие им. Как следствие, в 115-ФЗ вошли новые положения об обязательном контроле за операциями, в которых замешаны организации или граждане, причастные к экстремистской деятельности. 

Кроме действовавших мер по выявлению подозрительных операций был установлен порядок автоматического административного приостановления финансовых операций с участием лиц, связанных с террористической деятельностью. 

Новая редакция закона соответствовала Резолюции 1373 Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года о замораживании активов террористов, Восьми специальным рекомендациям FATF, принятым в октябре 2001 года, и Международной конвенции по борьбе с финансированием терроризма, которую Россия подписала в апреле 2000 года и ратифицировала 10 июля 2002 года.

2003 год

С января 2003 года сфера действия Федерального закона 115-ФЗ и компетенция финансовой разведки распространилась на противодействие финансированию терроризма. Росфинмониторинг формирует и ведет Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).

В рамках работы с Перечнем реализуется выполнение международных обязательств Российской Федерации по перекрытию каналов финансирования терроризма. Перечень служит определенной преградой на пути использования выявленными лицами и организациями легальных каналов для передачи денежных средств, а также помогает выявить использование террористами родственных связей при совершении операций.

В феврале 2003 года Россия приняла участие в пленарном заседании ФАТФ в качестве наблюдателя, а 19 июня 2003 стала членом Группы.

Этому решению предшествовала еще одна комплексная оценка национальной системы противодействия легализации доходов и финансированию терроризма, которая проводилась экспертами ФАТФ в апреле 2003 года. 

Статус полноправного члена ФАТФ позволил России непосредственно участвовать в разработке, распространении и оценке соблюдения другими странами международных стандартов в «антиотмывочной» сфере. 

В этот период активно велась работа над устранением недостатков, выявленных международной миссией в сентябре 2002 года. В соответствии с поручением Правительства РФ был разработан и утвержден Межведомственный план по выполнению рекомендаций FATF и других международных организаций в сфере борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма. Вместе с КФМ России в разработке предложений по совершенствованию правовых и организационных основ национальной системы ПОД/ФТ в составе межведомственной группы участвовали представители 14 министерств и ведомств. 

Одним из результатов стало принятие новых редакцией ст. 174 и 174.1 УК РФ, предусматривающих криминализацию отмывания денег независимо от суммы легализуемых средств (ранее уголовным преступлением признавалась легализация преступных доходов свыше 2000 МРОТ, то есть свыше 600 тысяч рублей).

Надзорная деятельность

С 2003 года в России начала существование строгая система надзора за исполнением «антиотмывочного» законодательства. 

Российский закон об отмывании разграничивает функции по надзору за деятельностью подотчетных финансовых и нефинансовых организаций. Финансовая разведка осуществляет непосредственный надзор за организациями, над которыми нет профильных федеральных ведомств. За остальными финансовыми посредниками надзор идет по ведомственной принадлежности. На тот период объектами контроля со стороны Службы и ее территориальных органов были: лизинговые компании, ломбарды, организации игорного бизнеса. 

2004 год

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов власти» КФМ России преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) при Министерстве финансов Российской Федерации.

Из значимых законопроектов, принятых по инициативе финансовой разведки, можно выделить Федеральный закон от 28 июля 2004 года № 88-ФЗ. В июле 2003 года при участии России ФАТФ приняла новую редакцию 40+9 Рекомендаций. В соответствии с этими изменениями в 115-ФЗ был существенно расширен круг лиц, обязанный представлять сведения о подозрительных операциях. В 2004 году в этот перечень вошли агентства недвижимости, адвокаты, нотариусы и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. Тогда же удалось весьма значительно усилить требования к правилам внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

В мае 2004 года впервые в России за неоднократное нарушение в течение года требований «антиотмывочного» закона, лишился лицензии один из коммерческих банков. Банк оказался замешан в криминальной истории с похищением и убийством двух руководителей Камского литейного завода. Следствию не удалось установить в действиях руководителей и сотрудников прямого умысла на легализацию доходов, полученных в результате преступления. Но проверки с участием представителей Росфинмониторинга и Банка России выявили факты непредставления и несвоевременного представления банком сообщений в уполномоченный орган о нескольких сотнях операций, подлежащих обязательному контролю. Уличили банк и в сомнительных операциях по обналичиванию денежных средств; 390 миллионов долларов за 2003 год.

«Дело Леуса»

В марте 2004 года впервые в отечественной практике было вынесено решение по статье об отмывании в отсутствие приговора по основному преступлению – факту хищения денежных средств в зарубежном банке. Это было дело в отношении бывшего председателя правления «Русского Депозитарного Банка» Дмитрия Леуса.

По материалам этого финансового расследования впервые в российской практике по статье об отмывании был осужден руководитель банка. Леус использовал свой банк в качестве «прачечной» для отмывания 20 миллионов долларов США, украденных в Центральном банке одной из стран ближнего зарубежья. По договоренности Леуса с иностранными подельниками похищенные средства были размещены в «Русском Депозитарном Банке» на счетах подставной компании. Затем по личному указанию банкира деньги перевели на счет физического лица, открытый на имя некоего вьетнамского гражданина. От имени этого же гражданина на следующий день деньги в полном объеме были сняты наличными. В результате организованного взаимодействия Росфинмониторинга, российских и зарубежных правоохранительных органов преступление удалось раскрыть в короткие сроки. 

«Приговор по делу Леуса – это уникальный вклад России в мировой опыт борьбы с отмыванием «грязных» денег», - такую высокую оценку в свое время дал один из авторитетнейших международных экспертов в области противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма Теодор Гринберг.

ЕАГ

6 октября 2004 года в Москве по инициативе России создана Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ). Ее учредителями стали Беларусь, Казахстан, Киргизию, Китай, Россия и Таджикистан. Ее первым председателем стал руководитель финансовой разведки В.А. Зубков.

ЕАГ является крупнейшей региональной структурой FATF по размерам территории и численности населения государств-участников. Объединение государств Евразийского региона в региональную группу по типу FATF позволило не только заложить нормативные, институциональные и организационные основы для борьбы с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, но и пройти процедуры взаимных оценок, которые определяют уровень соответствия национальных систем международным стандартам. 

Ключевую роль в становлении ЕАГ и оказании помощи ее членам сыграла Российская Федерация, и прежде всего, Росфинмониторинг, сотрудники которого составили основу Секретариата ЕАГ. 

2005 год

11 июня 2005 года Президентом Российской Федерации утверждена первая редакция Концепции национальной стратегии противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, определившей направления развития системы ПОД/ФТ в России.

В 2005 году создана автоматизированная система надзорной деятельности, которая позволила финансовой разведке выявлять организации, не исполняющие требования законодательства, и оперативно информировать соответствующие надзорные органы для принятия мер реагирования и воздействия в рамках их полномочий.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 года № 1989-р создан Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ).

2007 год

Существенное влияние на развитие российской «антиотмывочной» системы оказал Указ Президента РФ от 25 сентября 2007 года «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Федеральная служба по финансовому мониторингу получила статус федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. Прежде финансовая разведка была подведомственна Министерству финансов. 

25 сентября 2007 года руководителем Росфинмониторинга назначен О.А. Марков.

В сентябре-ноябре 2007 года в России экспертами FATF, МАНИВЭЛ и ЕАГ проведена взаимная оценка третьего раунда.

В декабре 2007 года О.А. Марков избран председателем ЕАГ.

2008 год

Согласно утвержденному ФАТФ отчету общий рейтинг России составил около 70%, что соответствовало уровню таких стран, как Канада, Швеция и Италия. В отчете достаточно высоко были оценены правовые основы нашей системы, в также участие страны в международном сотрудничестве в сфере ПОД/ФТ. 

22 мая 2008 года руководителем Росфинмониторинга назначен Ю.А Чиханчин.

Росфинмониторинг включен в пятерку лучших подразделений финансовой разведки мира.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 г. № 468-р Росфинмониторингу поручено принимать участие в деятельности Группы Эгмонт от имени Российской Федерации. 

С 2008 года Росфинмониторинг перешел на систему риск-ориентированного подхода. Его суть: в порядке надзора выделяются сектора финансового рынка и организации, объекты повышенного внимания, которые наиболее уязвимы, находятся в зоне особого риска и могут стать частью схемы по легализации преступных доходов и финансированию терроризма. 

2012 год

Значительным событием 2012 года стала высокая оценка того, что делает Росфинмониторинг, как руководством страны, так и международным сообществом. Подтверждением этого признания является изменение положения Росфинмониторинга в системе федеральных органов исполнительной власти: с 21 мая 2012 года руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808 Росфинмониторингу переданы функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате ПОД/ФТ.

В начале 2012 года была утверждена обновленная редакция 40 рекомендаций ФАТФ.

Подтверждением высокого уровня организации межведомственного взаимодействия и признанием усилий России по совершенствованию национального законодательства стала успешная защита очередного отчета о прогрессе перед ФАТФ в июне 2012 года. 

Летом 2012 года в Санкт-Петербурге прошло юбилейное ХХ Пленарное заседание Группы Эгмонт. По результатам конкурса на лучшее финансовое расследование первое место заняла работа Росфинмониторинга.

31 июля 2012 года распоряжением Президента Российской Федерации была создана Межведомственная рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям (МРГ), информационно-аналитическое сопровождение которой осуществляет Росфинмониторинг.

5 декабря 2012 года в Ашхабаде подписано соглашение об образовании Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств – участников СНГ. Документ подписали президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Украины и Таджикистана.

2013 год

В октябре 2013 года наша страна успешно защитила отчет о прогрессе Российской Федерации на Пленарном заседании ФАТФ. Это позволило осуществить амбициозную задачу – переход на самый мягкий режим мониторинга, двухгодичный. 

В 2013 году новым подходом к реализации образовательных программ в «антиотмывочной» сфере стала сетевая форма обучения. В результате совместной работы Росфинмониторинга, Минобрнауки России, Федерального агентства научных организаций был создан Сетевой институт в сфере ПОД/ФТ.

2015 года Росфинмониторинг осуществляет контроль за расходованием бюджетных средств.

2017 год

Изменения в Положение о Росфинмониторинге, внесенные Указом Президента РФ от 8 марта 2016 года №103, нормативно закрепили полномочия российской финансовой разведки по проведению национальной оценки рисков (НОР) с привлечением федеральных органов государственной власти, Банка России и представителей частного сектора. Также в соответствии с данным Указом расширены функции Службы по координации в вопросах ПОД/ФТ и НОР.

В 2016 году Распоряжением Президента РФ от 2 марта № 31-рп создана Межведомственная комиссия по подготовке России к четвертому раунду взаимных оценок ФАТФ (МВК), в состав которой вошли представители правоохранительных и контрольно-надзорных органов государственной власти РФ.

В рамках реализации полномочий национального центра оценки рисков, возложенных на Росфинмониторинг, во взаимодействии с участниками МВК, а также частным сектором (через Консультативный совет, Совет комплаенс) проводит регулярную работу по выявлению, анализу и оценке рисков ОД/ФТ. По результатам этой работы Президенту РФ, в Совет Безопасности РФ, в правоохранительные и иные органы государственной власти, частному сектору направляется информация об угрозах национальной безопасности, которые возникают в результате совершения операций ОД/ФТ с целью выработки и принятия мер по их минимизации.

В работе по минимизации рисков и угроз ОД/ФТ российской антиотмывочной системой сделан акцент, прежде всего , на применение мер превентивного характера и внедрение технологий предотвращения преступлений на максимально ранней стадии.

Для анализа трансграничных финансовых потоков и выявления инфраструктуры, создаваемой профессиональными посредниками в целях перераспределения, отмывания и управления денежными средствами своих клиентов, в число которых могут входить и организованные преступные группы, и террористические организации, в 2017 году Российская Федерация вышла с инициативой по реализации проекта «Млечный Путь». 

В рамках 24-го Пленарного заседания Группы Эгмонт в Макао (2–7 июля 2017 года) материалы российской финансовой разведки на конкурсе «Лучшее финансовое расследование Эгмонта» (BECA) были признаны лучшими в номинации «Противодействие отмыванию доходов».

В 2017 году Росфинмониторингом запущена новая система межведомственного контроля за использованием бюджетных средств – бюджетный мониторинг. 

2018 год

В 2018 году проведена национальная оценка рисков ОД и ФТ. Отчеты официально утверждены решением Межведомственной комиссии по подготовке Российской Федерации к четвертому раунду взаимных оценок ФАТФ.

30 мая 2018 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризмакоторой определены основные риски в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также цели, основные направления развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и задачи по реализации этих направлений.

2019 год

Российская система противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) оценивалась в течение полутора лет (2018-2019 гг.) на предмет технического соответствия (имплементация в национальное законодательство положений международных стандартов ПОД/ФТ/ФРОМУ – Рекомендаций ФАТФ) и эффективности (практического применения таких положений) за пятилетний период(2014-2018 гг.).  По результатам такой оценки и утверждения итогового отчета на Пленарном заседании ФАТФ 17 октября 2019 года Российская Федерация поставлена на регулярный мониторинг (наилучший из возможных по действующим процедурам результат), предполагающий предоставление отчета о прогрессе по устранению выявленных недостатков через 3 года.

Так, в части оценки технического соответствия Российской Федерации присвоены преимущественно положительные рейтинги (около 90%). По итогам оценки российская "антиотмывочная" система признана одной из самых эффективных.

Указом Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 года №289 «О внесении изменений в указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» и в Положение, утвержденное этим указом» расширены полномочия Росфинмониторинга в части разработки и реализации во взаимодействии с иными участниками национальной системы ПОД/ФТ мер, направленных на минимизацию выявленных рисков совершения операций (сделок) в сфере ОД/ФТ и профилактику преступлений соответствующего характера.

Росфинмониторингом организована работа по осуществлению контроля эффективности расходования бюджетных средств при реализации национальных проектов, утвержденных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

2020 год

Усилия Росфинмониторинга были направлены на трансформацию контроля и надзора в области ПОД/ФТ/ФРОМУ в сторону дальнейшей унификации подходов надзорных органов, формирования более целостной системы, основанной на единых координатах, общности методов планирования проверочной деятельности, выбора мер надзорного реагирования, а также риск-ориентированном подходе, как фундаментальном принципе в организации осуществления надзора.

Данная работа велась, в том числе, в рамках соответствующего проекта федерального закона (принят 11 июня 2021 года), призванного на правовом уровне закрепить единые методологические подходы к контролю (надзору) в сфере ПОД/ФТ с учетом современных практик (риск-ориентированный подход, дистанционный мониторинг и др.)

Совместно с членами Совета комплаенс и во взаимодействии с Банком России финансовые организации ориентированы на новые риски, связанные с COVID-19 и выявление соответствующих подозрительных операций.